И полетят клочки по закоулочкам. Кадр из фильма
Еще в январе дата российской премьеры новых «Мстителей» была сдвинута с 30 на 23 апреля – ради того, чтобы не затмевать выход отечественного «фильма-события», картины Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…». Впрочем, от перемены мест слагаемых сумма вряд ли изменится, зрители и в этот раз скорее всего отдадут предпочтение зарубежному фильму. Надо сказать, вполне заслуженно – приключения вымышленных супергероев, сошедших со страниц графического романа, выглядят убедительнее новой экранизации повести Бориса Васильева.
У фильмов по комиксам Marvel почти безупречная репутация, каждому новому зрители выдают все больший аванс доверия, что с одной стороны лестно, с другой – весьма опасно. Особенно в ситуации с «Мстителями», первая часть которых уступала отдельным киноисториям ее героев – фильмам про Железного человека, Тора и Капитана Америку. Сведя их вместе, создатели фильма 2012 года увлеклись демонстрацией сверхспособностей. Батальные сцены в подобных фильмах, несомненно, играют ключевую роль, но совсем уж забрасывать характеры – непростительная ошибка, которую режиссер Джосс Уидон старательно исправляет в «Эре Альтрона».
Но не в ущерб зрелищности: фильм начинается со стремительной сцены нападения мстителей – Тора, Железного человека, Капитана Америки, Халка, Черной вдовы и Соколиного глаза – на базу организации «Гидра», которая портит жизнь мирных граждан еще со времен Второй мировой. В ходе захвата герои наживают себе новых врагов: в бункерах бывшие эсэсовцы проводят эксперименты над людьми, результатом которых становится появление близнецов-мутантов Ванды (Элизабет Олсен) и Пьетро (Аарон Тейлор-Джонсон). Он умеет передвигаться с невероятной скоростью, она – контролировать человеческое сознание, чем тут же сеет первое зерно раздора и сомнения в рядах мстителей, показывая Тони Старку весьма трагические картины будущего.
Не рассказав никому об увиденном, он берется за решение более насущных проблем. Результатом слаженной командной работы мстителей в первой сцене становится добытый скипетр Локи, энергию которого Старк вместе с доктором Брюсом Бэннером (человеческое обличье Халка с лицом Марка Руффало) намерены превратить в высшую форму искусственного интеллекта, особо не задаваясь этическими вопросами. Как выясняется, зря, так как созданный разум по имени Альтрон выходит из-под контроля и вместо защиты Земли собирается уничтожить человечество. Люди, по его мнению, достигли пика развития, а мстители и вовсе – признак вырождения.
С этого момента сюжет разветвляется на множество побочных историй, которые, однако, складно встраиваются в основную. Тони Старк в исполнении Роберта Дауни-младшего уходит в тень по сравнению с первым фильмом, что позволяет остальным актерам поработать над своим персонажами. Появляются семейные и любовные линии, даже шутки становятся более личными, будь то интермедия, посвященная молоту Тора, или дружеские подколы в адрес старомодно воспитанного Капитана Америки. С новых, весьма сентиментальных, сторон покажут себя беспощадные убийцы Черная вдова (Скарлетт Йоханссон) и Соколиный глаз (Джереми Реннер). Не разочаровывают и новички – готическая ведьма Ванда выделывает завораживающие пассы руками и буквально испепеляет взглядом. Кто бы мог подумать, что младшая сестра непутевых близнецов Олсен будет смотреться так достойно на фоне марвеловских ветеранов.
Смысловая нагрузка «Эры Альтрона» к финалу кажется даже избыточной, что неизменно компенсирует безупречный видеоряд. Придраться к «Мстителям» в плане изображения стало окончательно невозможно, каждый кадр – компьютерный или, что реже, натурный – снят с хирургической точностью, что свойственно далеко не всем сопоставимым с «Мстителями» по бюджету блокбастерам.
Подвергнутые воздействию Ванды (или Алой ведьмы, если говорить о ее мутантской сущности), герои один за другим встречаются с собственным подсознанием, не находя в воспоминаниях и видениях ничего, кроме страхов и, как следствие, недоверия друг к другу. Этот мотив не новый для «Мстителей», однако теперь он выглядит более осознанным – с новой силой вспыхивает застаревший конфликт Капитана Америки (Крис Эванс) и Железного человека. Эти двое, по сути, делят группу на лагеря – их ответы на вечный морально-этический вопрос в духе «тварь я дрожащая или право имею?» до поры до времени звучат противоположно. К счастью, Альтрон не столь сложный злодей, как тот же Локи, и со временем сам подсказывает правильное решение. Богоборческая тема, до этого так или иначе завязанная на Торе и Локи, выходит на новый уровень (кто-то наверняка увидит даже политические аллюзии), а борьба за планету становится борьбой за души ее защитников.