Супермен в действии. Кадр из фильма
Саге о «быстрых и неистовых» (именно таково оригинальное название «Форсажа») в этом году исполняется 14 лет. Одна из самых долгоиграющих франшиз начиналась как наивный подростковый гангста-экшен, потом сильно провисла на второй и третьей частях, но внезапно начала набирать обороты с выходом четвертой. К седьмому фильму «Форсаж» превратился в совершенный образец созданного им самим жанра. И тут же вышел за его пределы.
Да, это по-прежнему кино про гонки на дорогих и быстрых тачках, про безумнейшие перестрелки и кулачные бои, про плохих и совсем плохих качков, про месть, дружбу, семью. Правда, все приемы, сюжетные линии, характеры, собранные за полтора десятка лет и выросшие в отдельный, незамысловатый, но стройный и честный мир, в этот раз словно умножены на десять. Где-то с помощью спецэффектов, а где-то – волею судьбы. В ноябре 2013 года, в разгар работы над «Форсажем 7», погиб Пол Уокер. Разбился на машине во время заезда в поддержку созданного им благотворительного фонда. Картину доснимали уже без него – но посвятили, конечно, ему, коллеге, другу, брату.
О новом фильме невозможно говорить в отрыве от трагедии. Не только по очевидным причинам – некоторое время после смерти Уокера было вообще непонятно, выйдет ли «Форсаж». Но и потому, что в этот момент стало очевидным, что многолетние отношения коллег по съемочной площадке переросли в дружеские отношения за кадром, киношная семья, незаметно для зрителей, стала настоящей: весь мир облетели кадры с плачущими на месте аварии – вовсе не на камеру – актерами «Форсажей» Тайризом Гибсоном и Вином Дизелем, который спустя полтора года после случившегося назвал в честь друга свою новорожденную дочь Полин.
Неудивительно, учитывая, что почти все актеры «Форсажа» оказались на съемках первой части в одинаковом статусе начинающих или не очень успешных звезд и вместе прошли путь к славе. Точь-в-точь как их герои – от ненависти до братской любви и преданности. Персонажи Дизеля и Уокера – Доминик Торетто и Брайан О’Коннер – начинали заклятыми врагами поневоле. Первый был подпольным гонщиком, второй – копом под прикрытием, нанятым вывести Торетто на чистую воду, но в итоге проникнувшимся его стилем жизни. В седьмой части эти двое уже не просто приятели-гангстеры в духе «Одиннадцати друзей Оушена», а самые настоящие родственники.
Влюбившийся за несколько фильмов до этого в сестру Доминика (Джордана Брюстер) Брайан теперь готовится стать отцом ее второго ребенка, пересаживаясь из спорткара в мини-вэн. Впрочем, мучительное пользование семейной машиной длится недолго, потому как охоту на приятелей объявляет лондонский головорез Декард Шоу (Джейсон Стэтем). Его брата Оуэна (Люк Эванс) Торетто и компания довели до больничной койки в шестом «Форсаже», так что и тут дело личное и семейное. Следующие за этой нехитрой завязкой два часа пролетают на одном зрительском дыхании – и это действительно стоит увидеть даже тем, кто до этого не смотрел ни одной из частей саги. В сюжет прекрасно вписались новые герои вроде уже упомянутого неубиваемого человека-машины Стэтема или же этакого deus ex machina Курта Рассела в роли безымянного, всемогущего человека, хоть и из правительства, но весьма широких взглядов. Женский состав пополнила Натали Эммануэль, сыгравшая хакершу – автора революционной технологии слежения, за которой охотятся – с благими и не очень намерениями – все остальные персонажи. Эта линия привносит в фильм дополнительную порцию фантастических высоких технологий. В целом по сравнению с тем, куда фантазия – в плане трюков и прочей машинерии – заводит создателей «Форсажа 7», детским лепетом кажется и чудесное воскрешение из мертвых героини Мишель Родригес, и даже то, как, слегка напрягая мышцы, ломает гипс на своей руке Дуэйн Джонсон. Он выступает в роли почти комичного, а потому уместного именно здесь супермена, в одиночку расстреливающего из гранатомета парящий в небе вертолет.
Впрочем, гораздо чаще летают машины – на парашютах, с обрывов, между небоскребами. Это уже не просто гонки, а почти акробатические соревнования за гранью человеческих и механических возможностей. Джастина Лина, снимавшего с третьего по шестой «Форсажи», сменил в режиссерском кресле Джеймс Ван. Этот австралийский кинематографист малайзийского происхождения известен как зачинщик сразу нескольких прекрасных проектов. Именно он был автором первой – и лучшей – части не менее длинной, чем «Форсаж», хоррор-эпопеи «Пила» (той самой, про ногу), а также не самых плохих ужастиков «Астрал» и «Заклятие». Набив руку на сверхъестественном, Ван не отказывает себе ни в чем: получается одновременно неправдоподобно, утрированно, даже глупо – с женщинами в бикини, рапидами, авто за 3,5 млн долл., хип-хопом в колонках и репликами вроде: «Ты думал, я буду с тобой драться? Ты был прав!» И в то же время выдержанный ритм, невероятные ракурсы и углы съемок, ревущие моторы, бешеные скорости и та самая, за 3,5 млн машина, разбитая вдребезги, делают свое дело – вызывают на подсознательном уровне почти детский восторг и замирание сердца.
Ван умудряется втиснуть в плотную канву перетекающих одна в другую получасовых экшен-сцен и тонкие личные эпизоды – от любовных с Дизелем и Мишель Уильямс до прощальных с Уокером, которого в недоснятых сценах заменил родной брат Коди, похожий на Пола как две капли воды. И эти финальные минуты, наивно трогательные и сентиментальные, в которых нет никакой зрелищности и напряженности предыдущих кадров, но есть реальная история, страшнее и трагичнее любой придуманной, оказываются самым достойным способом попрощаться с хорошим человеком – актером, коллегой, братом.