Две «Ники» в руках, еще пять – за кадром. Фото РИА Новости
В России, как известно, целых две киноакадемии. Одна, михалковская, вручает «Золотого орла», вторая – учрежденную Юлием Гусманом «Нику». Каждая премия издавна претендует на звание главной национальной, а потому конфликт интересов неизбежен – несмотря на почти идентичный состав киноакадемиков, побеждают разные фильмы.
В этом году интригу создавали поочередные отказы от номинаций тех или иных режиссеров: «Трудно быть богом» Алексея Германа, по просьбе его вдовы и соавтора Светланы Кармалиты, был исключен из лонг-листа «Золотого орла», позднее – «Солнечный удар» Никиты Михалкова (само собой, признанный на «Орле» фильмом года) был снят решением авторов со всех номинаций «Ники». Объединял обе премии в этом году разве что «Левиафан» Андрея Звягинцева, к которому «Золотой орел», впрочем, оказался благосклоннее его крылатой соперницы.
Лучший российский фильм, получивший два десятка международных наград, «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар», на национальной премии удостоился двух скромных статуэток, и то в актерских номинациях. Роман Мадянов, сыгравший в «Левиафане» роль колоритного коррумпированного мэра, завоевал «Нику» за лучшую роль второго плана. А актрисой года второй раз подряд стала Елена Лядова, главная героиня фильма Звягинцева. Еще меньше повезло картине президента киноакадемии, учредившей «Нику» – «Белым ночам почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Номинированный в трех категориях фильм остался вовсе без наград – сколь скромный, в сравнении с тем же «Орлом» и победой михалковского «Солнечного удара», столь и нелогичный жест, учитывая хотя бы венецианский приз Кончаловского. Впрочем, логика и обе российские кинопремии, самые субъективные в мире, вещи несовместимые, а лучше всего происходившее на «Нике» можно передать словами песни Алексея Кортнева, которую он исполнил со сцены в самом начале церемонии: «Я офигеваю, мама».
Эти строки стали в каком-то смысле лейтмотивом церемонии, которая в этом году проходила на сцене театра «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной. «Ника», как известно, подражает «Оскару», а потому все действо растягивается на добрых четыре часа и изобилует музыкальными номерами и прочими развлекательными выступлениями. Среди исполнителей этого года – сплошь «живые легенды Ретро-FM» вроде Сосо Павлиашвили, встававшего на колени и поздравлявшего проникновенной песней всех актрис, Тамары Гвердцители, Алсу и, ожидаемо, ансамбля Надежды Бабкиной.
«На Каннском кинофестивале устраивают пышные вечеринки, на «Оскаре» гостям вручают подарки на сумму в 60 тыс. долл., а традиция «Ники» – кинокапустник», – гордо объявила со сцены одна из ведущих церемонии, актриса Светлана Иванова. Этой традиционной части церемонии было отведено добрых полчаса: авторы капустника в этом году уделили особое внимание российско-американским отношениям, санкциям и прочим аспектам внешней политики – казалось, что уморительным, в духе «Ералаша», шуткам про Обаму и Псаки не будет конца. Так же как и выступлению литовских фокусников, которым выпала честь объявлять лучшую актрису. Иллюзионисты мучили Андрея Звягинцева, выбранного «случайным человеком из зала», – режиссеру полагалось загадать карту, которая потом чудесным образом оказалась в заранее заготовленном конверте. Там же маги спрятали детское фото победительницы Елены Лядовой – к моменту объявления все окружающие уже, кажется, позабыли, зачем собрались.
Андрею Звязинцеву на «Нике», надо сказать, досталось – не статуэток, но внимания. Карточные фокусы были цветочками, а «главный приз» ждал режиссера ближе к финалу. «Левиафан» в качестве номинанта на звание лучшего фильма представлял на сцене юморист Максим Галкин. Именно его Юлий Гусман попросил превратить наконец «депрессивное кино» в веселую кинокомедию, другими словами, переозвучить «Левиафан». На экране замелькали избранные эпизоды фильма Звягинцева, а герои, стараниями пародиста Галкина, заговорили голосами Михалкова, Жириновского, Ренаты Литвиновой, Лии Ахеджаковой, Охлобыстина и даже Путина. Посыпались якобы острые шутки про вятский квас и рашку-милашку. Сидящий в зале Андрей Звягинцев сдержанно улыбался, в особо смешных моментах прикрывая лицо рукой.
В этом фарсе буквально потонули многие важные слова, произнесенные со сцены, и не менее важные номинации. Известно, что «Ника» часто поддерживает – в отличие от того же «Орла» – дебюты и фестивальные картины. Так, лучшим сценарием стал «Дурак» Юрия Быкова, а лучшей актрисой второго плана – сыгравшая в этом фильме Дарья Мороз. Лучшим мультфильмом – замечательный «Мой личный лось» Леонида Шмелькова. В этом году на звание фильма года претендовало, к примеру, «Испытание» Александра Котта, получившее в итоге приз за лучшую музыку (композитор Алексей Айги), а «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой и актриса Северия Янушаускайте были номинированы как «Открытие года». Чуда, впрочем, не произошло – приз достался «Классу коррекции» Ивана И. Твердовского, для которого за последний год подобные победы на всех возможных церемониях стали традицией.
Важное обращение направил по понятным причинам отсутствующий в Москве украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий: «Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем «Нику» сможет получить еще один выдающий украинский режиссер Олег Сенцов». Картина Слабошпицкого «Племя» завоевала приз в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Эльдар Рязанов в своем видеообращении лаконично и трогательно поздравил актрису Лию Ахеджакову с почетным призом «За честь и достоинство». Еще одну спецнаграду – за вклад – завоевал Наум Клейман. «Я больше не директор Музея кино, – обратился он к сидящим в зале кинематографистам. – Но, пожалуйста, помогайте ему».
«Папа бы сказал – ну сколько можно поддерживать Клеймана? Дайте уже денег. Все же тут на дорогих машинах», – в каком-то смысле пожурил академиков и других гостей «Ники» Алексей Герман-младший, получая очередной приз за фильм отца. «Трудно быть богом» Германа-старшего стал абсолютным триумфатором церемонии, победив в семи номинациях – безусловно, заслуженно, в память о выдающемся кинорежиссере, так и не дожившем до выхода своего последнего творения, но в то же время будто в благодарность за верность «Нике» и одной киноакадемии. Помимо призов за звук, костюмы, работу художника и оператора картина Германа – беспрецедентно – получила статуэтки и за лучшую режиссуру, и за лучший фильм. На сцену получать посмертные призы каждый раз поднимались сын режиссера и его супруга и соавтор Светлана Кармалита – за исключением награды за лучшую мужскую роль, которую унес Леонид Ярмольник. Актер, разволновавшись, говорил много и путано, вспоминая своего отца-военного (въезжавшего на танке в Чехословакию), Германа (снимавшего свой фильм в Чехии и шутливо грозившего всем, кто плохо работает, что танки вернутся) и сыгранного им Румату. Таких героев, по мнению Ярмольника, сегодня много, только вот договориться друг с другом они никак не могут.