Австралийский фермер ищет сыновей. Кадр из фильма
В главной роли в своем первом фильме, посвященном событиям Первой мировой войны, актер решил сниматься сам, а женскую партию доверил уроженке Украины Ольге Куриленко. «Искатель воды» получился небезынтересным и талантливо сделанным, но в то же время наивным и чрезмерно мелодраматичным – неожиданно для известного своим суровым бунтарским характером Кроу.
Его герой – австралийский фермер Джошуа Коннор, промышляющий рытьем колодцев на пустынных просторах родной страны. На дворе 1919 год, на другом материке подходит к концу кровопролитная война, с которой не вернулись трое сыновей Коннора. Его безутешная жена за все эти годы так и не смирилась с потерей, требует от супруга отыскать мальчиков и в конце концов топится в пруду на заднем дворе. Этот аргумент становится для Коннора решающим, и он отправляется на поиски сыновьих останков на полуостров Галлиполи, где в 1915 году состоялось одно из самых кровопролитных сражений войск Османской империи и Антанты. Там в это время как раз проходит поисковая операция – на бывшем поле боя встречаются победители и проигравшие, британцы, получившие контроль над территорией Турции, и турки, вынужденные до поры до времени смирять свою гордыню. Будучи австралийцем, а следовательно, подданным британской короны, Коннор тем не менее не так просто добирается к месту назначения – на помощь приходят и союзники (например, лейтенант в исполнении Джай Кортни), и вчерашние враги в лице майора Хасана (Йылмаз Эрдоган), хозяйки стамбульского отеля Аиши (Куриленко) и ее находчивого сына (Дилан Георгиадес).
«Искатель воды» во многом похож на недавно вышедший в российский прокат «Шрам» Фатиха Акина – то же время действия и близкий сюжет об отце, ищущем потерянных на войне детей. Акина, однако, интересует тема армянского геноцида, тогда как Кроу все же заостряет внимание на участии в войне родной Австралии – государства, понесшего потери не меньше остальных, но не получившего в итоге ни территорий, ни даже тел погибших для захоронения на родине. Режиссер, впрочем, видит и показывает бессмысленность этой бойни для каждой из сторон-участниц, перечисляя с экрана цифры потерь и со стороны союзников, и со стороны турков, – и тут же дарует прощение и тем, и другим, объединившимся для помощи одному фермеру. Эта наивная гуманистическая линия задает тон всему фильму: и любовная история, и драматическая семейная предсказуемы и отдают «мыльной оперой» – возможно, фильм Кроу смотрелся бы лучше, будь он многосерийным телевизионным проектом.
Двухчасовой фильм то увязает в идиллических любовных сценках, которые Кроу ближе к финалу начинает немного искусственно ускорять и подтягивать к хеппи-энду, то переключается на кровавые эпизоды сражения – с перестрелками, взрывами и мучительно умирающими в кадре солдатами. Повторяющийся как минимум дважды эпизод смерти одного из сыновей Коннора – герой протяжно стонет на протяжении пяти минут – вызывает почти физическое отторжение, желание даже не зажмуриться, а закрыть уши, и раздражение вместо сочувствия. Также натужно играет турчанку Аишу Ольга Куриленко, картинно заламывая руки и постоянно двигаясь, будто в страхе замереть перед камерой и попытаться действительно что-то сыграть. Кроу взирает на это с высоты опыта и таланта немного уставшим, добрым – как-то по-стариковски – взглядом. И правильно делает – в конце концов на красавицу Куриленко достаточно просто смотреть.