Семен Трескунов и Федор Бондарчук в комедии «Призрак». Кадр из фильма
Новый фильм Александра Войтинского – образцовое семейное кино, в котором соблюден баланс смешного и сентиментального, где нет необходимости перекрывать спецэффектами и вычурной картинкой слабую игру, а Федор Бондарчук появляется в лучшей из своих ипостасей – актерской.
Герой Бондарчука – талантливый, привлекательный, богатый и оттого заносчивый авиаконструктор Юрий Гордеев, который накануне салона в Жуковском доводит до ума свое творение, самолет ЮГ-1.
Он не боится ни стихии, ни конкурентов в лице злодея и коррупционера, конструктора Ползунова (Игорь Угольников), возглавляющего консервативное бюро своего имени. А близких и по совместительству коллег – любимую женщину Елену (Анна Антонова) и лучшего друга Гену (Ян Цапник) – принимает как должное. За это вселенная, как водится в кино, «приговаривает» героя Бондарчука к высшей мере – авиатор нелепо разбивается в автокатастрофе, превращаясь в призрака, невидимого для всех окружающих. Кроме мальчика Вани (Семен Трескунов), классического ботана с заиканием, мамашей-наседкой и безответной влюбленностью в самую красивую девочку школы.
Знакомство оказывается взаимовыгодным: кто, как не робкий юноша, поможет мертвому летчику завершить дело всей его жизни, а заодно напомнить о ее ценности. Кто, как не герой Бондарчука, – показать мальчику, как правильно вести себя с женщинами.
Его Гордеев расхаживает по экрану босиком, летящей походкой проходит сквозь людей и предметы – этим спецэффектом авторы явно довольны больше остальных – и внушает симпатию с самых первых кадров, несмотря на свое весьма аморальное поведение. Изменения же, происходящие с этим персонажем, почти незаметны невооруженным глазом и требуют – несмотря на всю легкость жанра и незамысловатость и даже вторичность сюжета – тонкой игры, на взглядах, поворотах головы и движениях рук.
Что до Семена Трескунова, то его преображение в этом смысле более наглядно, но не менее впечатляюще с исполнительской точки зрения. Он и невзрачный, худющий заика с костюмом для бальных танцев в шкафчике и портретом Патрика Суэйзи на стене в начале фильма и уверенный в себе, повзрослевший, с высоко поднятой головой и без речевых дефектов юноша «со взглядом горящим» в финале.
Обе роли выходят в итоге не такими уж простыми профессиональными испытаниями даже для опытных актеров – и речь не только о Федоре Бондарчуке, но и о Трескунове, к своим 15 годам сыгравшем уже в паре десятков фильмов и сериалов.
Помогает, безусловно, сценарий, в котором нет ни натянутых диалогов, ни вымученных реплик, ни искусственных ситуаций – и это при всей фантастичности истории с привидением. Авторам «Призрака» удается охватить сразу несколько жанров, тогда как их коллегам зачастую не поддается даже один. Здесь же комедия положений с обязательными гэгами вроде тех, где мальчика Ваню дергает за руку невидимый Гордеев и он хаотично двигается в пространстве, перетекает в мелодраму с печальным, но светлым финалом. Находится место и напряженным, в духе фильмов-катастроф, экшен-сценам с участием хоть нарисованного на компьютере, но выглядящего вполне правдоподобно самолета.
Впрочем, качественно сняты (оператором Михаилом Милашиным) в «Призраке» не только фигуры высшего пилотажа, но и обычные московские пейзажи. Оказывается, что рецепт качественной семейной комедии прост и не требует от сценаристов и режиссеров «изобретать велосипед» – достаточно серебристого самолета, закатной Москвы, хотя бы пары смешных шуток и одного Федора Бондарчука.