0
3631
Газета Кино Интернет-версия

02.03.2015 00:01:00

В поисках утраченного

Тэги: госфильмофон, кинофестиваль, белые столбы


госфильмофон, кинофестиваль, белые столбы 70-летию Победы на фестивале посвятили две программы. Кадр из фильма «В 6 часов вечера после войны». 1944

Стоило лишь войти в просмотровый зал фестивального киноцентра Госфильмофонда, и ответ на традиционный журналистский вопрос «Чем нынешний фестиваль отличается от всех предыдущих?» стал очевидным: аудиторией, которая заметно помолодела. 

Присутствовали, конечно, и маститые российские киноведы, историки кино, гости из киноархивов Великобритании, Литвы, Украины, Сербии, Беларуси, Франции, Чехии, Германии, Греции, Японии, Эстонии и Южной Кореи. Но на этот раз было и немало (более 30) студентов ВГИКа и Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Это настоящая маленькая победа фестиваля, ведь знакомство с архивными картинами нужно кинематографической молодежи. Фестивальная программа шла в московском «Иллюзионе»: организаторы «Белых Столбов» сочли, что она будет интересна широкой аудитории. 

Две программы фестиваль посвятил 70-летию Победы. Первая, состоящая из игровых фильмов, называлась «Возвращение с победой». Это может показаться неправдоподобным, но картину Ивана Пырьева по сценарию Виктора Гусева «В 6 часов вечера после войны» в жанре музыкальной драмы в стихах, с ее шутками, песнями, танцами и опереточно-героической жизнью ветераны и сегодня называют «одной из самых правдивых картин о войне». Правдивая или нет – она стала чемпионом проката 1944 года. Почему? Загадку помогает разгадать Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин»: «На войне душе солдата сказка мирная милей». Картина, разумеется, не о том, что было в реальности, а о том, чего больше всего хотелось людям военного поколения: счастья, красоты, любви, дружбы. 

Само название программы «1945-й – 7-й год Второй мировой войны» подчеркивает тот факт, что отделить отечественную историю от всемирной невозможно. А потому военные события представлены через призму документальных материалов разных стран. Вот последний номер немецкого журнала Deutsche Wochenschau за март 1945 года, где события войны преподносятся в оптимистическом для фашистской Германии духе; вот американские хроникеры из United News снимают празднование окончания войны в Англии, подписание Акта о капитуляции Германии, арест Геринга, атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. А вот, наконец, и фильм ЦСДФ о Параде 1945 года в Москве – «Парад Победы». Следом мы увидим пятиминутный хроникальный сюжет той же ЦСДФ и того же 1945-го, снятый Моисеем Беровым и Александром Медведкиным, – «Квартира немца» («Как жил Эмиль Лемке»). Дом простого немецкого буржуа с портретом Гитлера и картой боевых действий. И, наконец, к 70-летию освобождения Освенцима – советский фильм, который был снят военными операторами на территории лагеря в первые дни после события.

Среди гостей, внесших вклад в программу фестиваля, директор Мюнхенского музея кино Штефан Дресслер. Он предоставил для программы «Искусственный человек» два шедевра немецкого немого кино: первый в истории сериал «Гомункулус» (1916–1917) и фильм «Альрауне» (1928). В эту же программу вошли американская «Невеста Франкенштейна» и советский фильм про роботов «Гибель сенсации» – один из первых образчиков научной фантастики. Воссоздавая «Гомункулуса», Мюнхенский музей кино взял за основу картины материалы, напечатанные в Госфильмофонде, и дополнил фрагментами фильма, полученными из разных архивов мира. Без взаимопомощи архивам разных стран трудно было бы восстанавливать свою киноисторию. Это подтверждают картины, входящие в одну из главных рубрик «Архивные находки». Так, фильм крупного американского режиссера Виктора Флеминга «До последнего человека» 1923 года, показанный в нынешней программе, до настоящего времени считался утраченным. И вот в Госфильмофонде обнаружилась советская прокатная копия. Она сохранилась не полностью, с перепутанными частями. Но, когда удалось обнаружить потерянные фрагменты, фильм был приведен в относительный порядок. Картина рассказывает историю Ромео и Джульетты, перенесенную на Дикий Запад. Среди «Архивных находок» оказались и первый в истории эстонский (а возможно, и латвийский) игровой фильм 1913 года «Жена напрокат» – экранизация театральной пьесы, и комедия Александра Левшина «Переполох» 1928 года.

Рубрика «Забытые имена» воскресила имя основателя украинской анимации Вячеслава Левандовского (1897–1962). Он работал на разных студиях, в последнее время – на «Мосфильме», где рисовал надписи-титры к картинам. Человек необычайной скромности, он никогда не рассказывал о своем прошлом. И, как отметил украинский драматург Борис Крыжановский, никто не знал, что «худощавый старик в ветхой одежде, который аккуратно делал на стекле титры-надписи к картинам, и дедушка украинской мультипликации В. Левандовский – одно лицо».

Работу по возвращению забытых имен и утраченных кадров кинопленки сегодня могут оценить немногие. Но радуешься, что даже в мире, раздираемом противоречиями, профессионалы протягивают друг другу руки поверх политических барьеров. Латвийской делегации на закрытии была подарена копия найденного фильма «Жена напрокат», а приз «Лучший киновед/историк» присужден ученому и сценаристу Сергею Тримбачу – председателю Национального союза кинематографистов Украины.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
366
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
282
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
344
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
360

Другие новости

загрузка...