70-летию Победы на фестивале посвятили две программы. Кадр из фильма «В 6 часов вечера после войны». 1944
Стоило лишь войти в просмотровый зал фестивального киноцентра Госфильмофонда, и ответ на традиционный журналистский вопрос «Чем нынешний фестиваль отличается от всех предыдущих?» стал очевидным: аудиторией, которая заметно помолодела.
Присутствовали, конечно, и маститые российские киноведы, историки кино, гости из киноархивов Великобритании, Литвы, Украины, Сербии, Беларуси, Франции, Чехии, Германии, Греции, Японии, Эстонии и Южной Кореи. Но на этот раз было и немало (более 30) студентов ВГИКа и Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Это настоящая маленькая победа фестиваля, ведь знакомство с архивными картинами нужно кинематографической молодежи. Фестивальная программа шла в московском «Иллюзионе»: организаторы «Белых Столбов» сочли, что она будет интересна широкой аудитории.
Две программы фестиваль посвятил 70-летию Победы. Первая, состоящая из игровых фильмов, называлась «Возвращение с победой». Это может показаться неправдоподобным, но картину Ивана Пырьева по сценарию Виктора Гусева «В 6 часов вечера после войны» в жанре музыкальной драмы в стихах, с ее шутками, песнями, танцами и опереточно-героической жизнью ветераны и сегодня называют «одной из самых правдивых картин о войне». Правдивая или нет – она стала чемпионом проката 1944 года. Почему? Загадку помогает разгадать Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин»: «На войне душе солдата сказка мирная милей». Картина, разумеется, не о том, что было в реальности, а о том, чего больше всего хотелось людям военного поколения: счастья, красоты, любви, дружбы.
Само название программы «1945-й – 7-й год Второй мировой войны» подчеркивает тот факт, что отделить отечественную историю от всемирной невозможно. А потому военные события представлены через призму документальных материалов разных стран. Вот последний номер немецкого журнала Deutsche Wochenschau за март 1945 года, где события войны преподносятся в оптимистическом для фашистской Германии духе; вот американские хроникеры из United News снимают празднование окончания войны в Англии, подписание Акта о капитуляции Германии, арест Геринга, атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. А вот, наконец, и фильм ЦСДФ о Параде 1945 года в Москве – «Парад Победы». Следом мы увидим пятиминутный хроникальный сюжет той же ЦСДФ и того же 1945-го, снятый Моисеем Беровым и Александром Медведкиным, – «Квартира немца» («Как жил Эмиль Лемке»). Дом простого немецкого буржуа с портретом Гитлера и картой боевых действий. И, наконец, к 70-летию освобождения Освенцима – советский фильм, который был снят военными операторами на территории лагеря в первые дни после события.
Среди гостей, внесших вклад в программу фестиваля, директор Мюнхенского музея кино Штефан Дресслер. Он предоставил для программы «Искусственный человек» два шедевра немецкого немого кино: первый в истории сериал «Гомункулус» (1916–1917) и фильм «Альрауне» (1928). В эту же программу вошли американская «Невеста Франкенштейна» и советский фильм про роботов «Гибель сенсации» – один из первых образчиков научной фантастики. Воссоздавая «Гомункулуса», Мюнхенский музей кино взял за основу картины материалы, напечатанные в Госфильмофонде, и дополнил фрагментами фильма, полученными из разных архивов мира. Без взаимопомощи архивам разных стран трудно было бы восстанавливать свою киноисторию. Это подтверждают картины, входящие в одну из главных рубрик «Архивные находки». Так, фильм крупного американского режиссера Виктора Флеминга «До последнего человека» 1923 года, показанный в нынешней программе, до настоящего времени считался утраченным. И вот в Госфильмофонде обнаружилась советская прокатная копия. Она сохранилась не полностью, с перепутанными частями. Но, когда удалось обнаружить потерянные фрагменты, фильм был приведен в относительный порядок. Картина рассказывает историю Ромео и Джульетты, перенесенную на Дикий Запад. Среди «Архивных находок» оказались и первый в истории эстонский (а возможно, и латвийский) игровой фильм 1913 года «Жена напрокат» – экранизация театральной пьесы, и комедия Александра Левшина «Переполох» 1928 года.
Рубрика «Забытые имена» воскресила имя основателя украинской анимации Вячеслава Левандовского (1897–1962). Он работал на разных студиях, в последнее время – на «Мосфильме», где рисовал надписи-титры к картинам. Человек необычайной скромности, он никогда не рассказывал о своем прошлом. И, как отметил украинский драматург Борис Крыжановский, никто не знал, что «худощавый старик в ветхой одежде, который аккуратно делал на стекле титры-надписи к картинам, и дедушка украинской мультипликации В. Левандовский – одно лицо».
Работу по возвращению забытых имен и утраченных кадров кинопленки сегодня могут оценить немногие. Но радуешься, что даже в мире, раздираемом противоречиями, профессионалы протягивают друг другу руки поверх политических барьеров. Латвийской делегации на закрытии была подарена копия найденного фильма «Жена напрокат», а приз «Лучший киновед/историк» присужден ученому и сценаристу Сергею Тримбачу – председателю Национального союза кинематографистов Украины.