0
13425
Газета Кино Интернет-версия

23.02.2015 13:28:00

Оскар-2015: лучший «Бердмэн», два мексиканца и обделенный «Левиафан»

Тэги: оскар, павликовский, ида, звягинцев, левиафан, хокинг, бердмэн, иньяритту


оскар, павликовский, ида, звягинцев, левиафан, хокинг, бердмэн, иньяритту Режиссер Алехандро Иньяритту и его Оскары. Фото Reuters

Раздача призов Американской киноакадемии – главное кинособытие года - была в этот раз было особенно волнительной для России. Однако, картина Андрея Звягинцева, собравшая за последние месяцы чуть ли не все мировые кинопризы, в том числе и «Золотой глобус», на финише все-таки уступила «Иде» Павла Павликовского – два фильма соперничали на протяжении всего года, то и дело «обгоняя» друг друга по количеству номинаций и призов. Польская картина о девушке Анне, узнавшей накануне пострига в монахини о своем еврейском происхождении, о погибшей при Холокосте семье и усомнившейся в своей вере, казалось, была обречена на успех. Не только потому, что подобные истории ценят в Голливуде, но и потому что снят фильм поистине мастерски – статичная, немногословная, тонкая драма в черно-белом цвете выигрывает у того же «Левиафана» своей универсальностью и тем, что самые болезненные вопросы проговариваются не в полный голос, а тихо, даже между строк.

Победа «Иды» стала одной из первых заслуженных и ожидаемых - и в этом смысле будто задала тон всей церемонии. Результаты «Оскара-2015» можно смело назвать самыми предсказуемыми – и в то же время одними из самых справедливых за последние несколько лет. К примеру, «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, номинированный как лучший фильм, удостоился нескольких второстепенных призов. Красочной картине не было равных в категориях за лучшие костюмы, грим, декорации. Даже сцена кинотеатра «Кодак», где традиционно проходила церемония «Оскар», оказалась украшена почти в стиле фильма: объявлять победителей знаменитости выходили из-за кулис через двери, которые перед ними любезно открывали одетые под гостиничных портье юноши. Лишней в этом списке побед фильма можно считать разве что статуэтку за лучшую музыку. Ее унес с собой композитор Александр Депла, написавший для «Отеля «Гранд Будапешт» саундтрек, больше всего напоминающий русские народные мелодии, и оставивший таким образом без «Оскара» не менее прославленного Ханса Циммера и фильм «Интерстеллар». Потрясающую воображение картину Кристофера Нолана в целом удивительным образом обошли вниманием: она не попала в основные категории и завоевала в итоге единственный приз за визуальные эффекты. Создатели «Интерстеллара» поблагодарили за помощь физика Кипа Торна, который помогал в работе и над сценарием, и над его воплощением – кому же еще лучше знать, как должны выглядеть космические путешествия.

Коллега Кипа Торна – британский ученый Стивен Хокинг – в этом году также оказался причастным к кино, только уже в качестве не консультанта, а главного героя байопика. Картина «Вселенная Стивена Хокинга», рассказывающая историю любви и болезни самого знаменитого физика, была представлена в пяти номинациях – и победила в категории «Лучшая мужская роль». Актер Эдди Редмэйн, безупречно справившийся со сложным и эмоционально, и физически образом Хокинга, на сцене плакал, даже кричал от счастья, а свою награду посвятил не только семье профессора, но и всем, кто сражается с поразившим ученого еще в молодости неизлечимым недугом (боковым амиотрофическим склерозом).

Надо сказать, что среди номинантов в этом году преобладали биографические ленты: и «Игра в имитацию», и «Снайпер» Клинта Иствуда, и «Сельма» основаны на историях реальных людей. Награды академики распределили поровну, не обидев никого: «Игре», рассказывающей о трагической судьбе Алана Тьюринга, достался «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, «Снайперу», снятому по мемуарам «морского котика», - за лучший монтаж звука, «Сельме», посвященной прошедшему 50 лет назад маршу Мартина Лютера Кинга, - за лучшую песню. Композиция «Glory», которую на церемонии вживую исполнили авторы Джон Ледженд и Common, заставила зал аплодировать стоя и плакать. Прослезились буквально все: от Опры Уинфри до Криса Пайна.

К слову, фильм «Сельма» вызвал немало дискуссий еще до начала церемонии: многие были удивлены и даже возмущены тем, что никто из актеров – само собой чернокожих - не был номинирован за главные и второстепенные роли. На оскаровской красной дорожке ведущие разных телеканалов то и дело задавали актерам серьезный вопрос о том, не возмущает ли их такой выбор Академии – где же, спрашивается, пресловутое многообразие? На самой церемонии ведущий Нил Патрик Харрис перевел все в шутку, когда зал аплодисментами встречал Дэвида Ойелоуо, сыгравшего Кинга: «Так теперь, значит, он вам нравится!»

На развлекательную часть оскаровской церемонии в этом году возлагали определенные надежды, но даже здесь все оказалось предсказуемым, если не сказать скучным. Комик Нил Патрик Харрис начал с музыкального номера – о его незаурядных вокально-танцевальных способностях известно каждому, а потому почти бродвейский номер-открытие с песней про кино и трехмерным видеорядом с нарезкой из киноклассики был самым логичным выбором. В течение следующих трех часов ведущий долго и неловко шутил про собственные оскаровские предсказания, непроизносимую фамилию Бенедикта Камбербэтча и про отсутствие на церемонии Эдварда Сноудена (посвященный ему фильм «Гражданин четыре» был признан лучшей документальной лентой).

Зато музыкальные выступления в этом году удались на славу: начиная с костюмированного номера под песню из фильма «Лего» в исполнении комик-группы Lonely Island и упомянутой проникновенной композиции о непрекращающейся борьбе за гражданские права из «Сельмы» и заканчивая грандиозным выходом Леди Гаги. Певица, одетая, по ее меркам, в скромное белое платье в пол и серебристый парик, исполнила несколько песен из «Звуков музыки» - киномюзикл отмечает в этом году 50-летний юбилей. Вслед за Леди Гагой на сцену поднялась и сама исполнительница главной роли, певшая те же песни с экрана полвека назад Джули Эндрюс – безусловно, самый красивый и по-голливудски сентиментальный момент церемонии.

Что же касается основных наград, то академики отдали предпочтение не байопикам, а вымышленным историям, впрочем, и в этом случае никого не удивив. Лучшим актером второго плана (а по большому счету еще и главным прорывом года) стал Дж. К. Симмонс из «Одержимости» - впервые показанного на «Сандэнсе» дебютного фильма Дэмьена Шазелла о начинающем джазовом барабанщике и его преподавателе-садисте. Картина завоевала, помимо этого, статуэтки за монтаж и звук. Столь же единогласно – и, как оказалось, не напрасно - прочили «Оскар» за главную женскую роль Джулианне Мур за фильм «Все еще Элис», где она сыграла талантливого лингвиста с болезнью Альцгеймера.

Основная интрига и борьба должна была развернуться между «Бердмэном» Иньяритту и «Отрочеством» Ричарда Линклейтера. Казалось, что фильмы поделят между собой главные награды – и тот, и другой по праву могли претендовать на звание лучших режиссерских работ и лучших фильмов года. Академики, однако, предпочли «Бердмэна» почти во всех категориях. Первая статуэтка отправилась к оператору- мексиканцу Эммануэлю Любецки, ответственному не только за удивительные «эффект одного кадра» в «Бердмэне», но и за визуальные киношедевры прошлых лет, вроде «Древа жизни» Терренса Малика и «Гравитации» Альфонсо Куарона. Последний принес «Чиво», как зовут Любецки коллеги, его первый «Оскар» в прошлом году. В этот раз еще ценнее статуэтки выглядели полные восторга и обожания глаза актеров, слушавших благодарственную речь Любецки – такое очевидное и безоговорочное признание коллег дорогого стоит.

Победное шествие мексиканских кинематографистов - длинной уже в два года, учитывая прошлогоднюю победу «Гравитации» Куарона – продолжил сам автор «Бердмэна» Алехандро Иньяритту. Его наградили и за лучший оригинальный сценарий, и за режиссуру, и за сам фильм. С таким решением трудно и даже неверно спорить, ведь «Бердмэн» - мастерски, даже виртуозно снятая ода актерской профессии, театру, магии закулисья – будто вернул кинематографу подзабытое в последние годы, благодаря бездумному увлечению 3D и прочими спецэффектами, ощущение новизны и чуда. Такое явление нельзя не отметить главными кинонаградами. Однако, и «Отрочество» могло поспорить с «Бердмэном» за победу в любой из этих номинаций: Линклейтеру, работавшему над картиной 12 лет, удалось снять не похожую ни на что историю взросления – простую и одновременно сложную, как сама жизнь. И в этом тоже определенно есть магия и непревзойденная режиссура, однако оценили фильм лишь за женскую роль второго плана, сыгранную Патрисией Аркетт. «Бердмэна» же, что примечательно, обделили как раз в актерских номинация. Впрочем, к моменту финального выхода за «Оскаром» лучшему фильму о поражении Эммы Стоун, Эдварда Нортона и, самое обидное, Майкла Китона все порядком подзабыли. Оглушенный успехом Иньяритту шутил, вспоминая прошлогоднюю победу соотечественника Куарона: «Два мексиканца подряд – это подозрительно».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1429
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1519
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
686
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1005

Другие новости