Фото Reuters
Основной конкурс Берлинале заметно оживил фильм чилийца Пабло Ларраина «Клуб»: мрачная, беспощадная и одновременно полная иронии динамичная картина – глоток свежего воздуха на фоне как один неспешных и будто осторожных фильмов. А внеконкурсный фильм Вима Вендерса «Все будет хорошо» сначала представляется триллером, но съезжает в мелодраму.
Пабло Ларраин в качестве места действия вновь выбирает родную страну. Однако в отличие от предыдущих картин, например фильмов «Вскрытие» и «Нет», события которых напрямую связаны с политическим прошлым Чили, «Клуб» затрагивает проблему более универсальную и к тому же весьма актуальную. В доме в небольшом городе живут своеобразной коммуной несколько католических священников, временно отстраненных от службы. Все они, в прошлом поддавшиеся мирским соблазнам и скомпрометировавшие себя и церковь, теперь укрываются от мира, пытаясь вернуться на праведный путь. Присматривает и ухаживает за святыми отцами, как за нашкодившими детьми, монахиня (Антония Сехерс): строгая дисциплина в доме граничит с садизмом, и, чтобы вновь не впасть в грех, священники разводят борзых и выпускают пар на скачках. Увлечение этой азартной игрой – по большому счету такой же грех, что говорит о сомнительности всего предприятия и нездоровой атмосфере внутри «клуба», однако их забытая богом жизнь идет своим чередом, пока не прибывает новый жилец. Вместе с отцом Ласкано у дверей дома появляется, выкрикивая проклятия, неизвестный бродяга (Роберто Фариас) – как выясняется позже, одна из «жертв» священника, когда-то совращенный им мальчик-служка. Не выдержав обвинительной речи, отец Ласкано стреляет себе в голову, а спустя несколько дней, для расследования случившегося, в гости к священникам приезжает человек из Ватикана.
Саркастично критикующий церковь Ларраин тем не менее выносит хоть и кровавый, но не смертельный приговор. Финал под стать всему действию, порочный, но даже жизнеутверждающий – все получат по заслугам и в то же время, через наказание, обретут наконец реальный шанс искупить вину. Из очевидных достоинств фильма – сценарий, подкрепленный убедительной актерской игрой. Священники здесь не выглядят одной безликой массой, каждый из них – история, характер, типаж, от наглого до смущенного, от полоумного до расчетливого. «Клуб» выглядит одновременно и антиутопией, и реалистичной драмой и выигрывает контрастом предельной жестокости и насмешливой интонации. Тем, что сплошь отрицательные герои вызывают как отвращение, так и сочувствие – жертвы духовной системы, существующей по мирским законам.
Живой киноклассик Вим Вендерс в этом году вне конкурса – в Берлин режиссер привез новую драму «Все будет хорошо» с Джеймсом Франко и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Их встреча происходит при трагичных обстоятельствах: мучительно работающий над новым романом в уединенной хижине на льду замерзшего озера писатель возвращается домой и насмерть сбивает маленького мальчика. Аварию признают несчастным случаем, жизнь идет своим чередом – ни герой Франко, ни мать мальчика в исполнении Генсбур не могут до конца пережить случившееся, несмотря на то что его писательская карьера идет в гору, а она посвящает жизнь заботе о своем втором ребенке – видевшем смерть брата и живущем с этой неизлечимой детской травмой.
Пугающая завязка до самого финала оставляет надежду на то, что фильм вот-вот обернется чуть ли не триллером. На деле оказывается, что название фильма – вовсе не ироничное, и режиссер действительно задумал хеппи-энд. Два часа неубедительных страданий – Генсбур плачет, Франко, напротив, вызывает недоумение окружающих своим равнодушием. Множество параллельных линий и лишних людей – вроде бы большой роман о любви, искуплении, прощении, растянутый на годы, но по сути простая и не совсем понятно к чему ведущая история, которой отчаянно не хватает финального катарсиса. То, как финале все с улыбками на лицах разъезжаются в разные стороны в лучах закатного солнца выглядит даже наивным. Вендерс зачем-то снимает в общем-то камерную, реалистичную драму в 3D. В отличие от фильма о хореографе Пине Бауш, где трехмерное изображение было необходимым приемом, здесь работа камеры видна разве что на редких общих планах с деревьями, полями и прочей природой.
Берлин