Фото Reuters
Представлять фильм в Берлин приехали исполнители главных ролей - Кристиан Бэйл и Натали Портман, однако попасть на пресс-конференцию с их участием удалось далеко не всем журналистам. Тем, кто все-таки не покинул зал до финальных титров, мест попросту не хватило - пришлось смотреть на небольшом экране в холле. По дороге к месту трансляции иностранные корреспонденты возмущались происходящим, не стесняясь в выражениях: сначала, видите ли, мы вытерпели двухчасовой фильм Малика, а теперь еще и это - "чертовски раздражает". Уместное замечание, так как высидевшие двухчасовую пытку претенциозным, "дорогим" видеорядом и пространным, а по сути предельно незамысловатым сюжетом, зрители заслужили право задать вопрос создателям картины.
В одном из берлинских анонсов фильм окрестили "еще одной ветвью Древа жизни", намекая на схожесть нового творения Малика с его предыдущей громкой работой. Стилистически они и впрямь выглядят братьями-близнецами: камера Эммануэля Любецки вновь скользит по лицам, выбирая причудливые углы для крупных планов - иногда в дело и вовсе идет GoPro, придающая изображению выпуклость и камерность. И тут же - излюбленные Маликом пустынные пейзажи, закаты над горами, накатывающие на берег океанские волны.
Фото официального сайта Берлинского кинофестиваля.
Melinda Sue Gordon © Dogwood Pictures |
Среди этих величественный заставок с трудом, но вырисовывается основная линия. Главный герой Рик - успешный деятель кино, с шикарной квартирой в Лос-Анджелесе, дорогой машиной и непроходящей депрессией. Он бродит среди пустых съемочных павильонов или по пляжу, оказывается в холлах дорогих гостиниц и на шумных вечеринках в особняках, вроде бы внимательно вслушивается в разговоры вокруг, сам же произносит за два часа от силы пару предложений. Все остальное - бесконечный внутренний монолог, где рефреном звучат вопрос "кто я?" и ответ "я забыл, кем я хотел быть". Иногда к этой закадровой речи подключаются голоса приходящих в жизнь героя девушек - Имоджин Путс, Фрида Пинто, Кейт Бланшет. Их встречи проходят по одному сценарию, замкнутому и цикличному.
Попадая в квартиру Рика, его спутницы проделывают ритуальные движения руками, цепляясь за героя Бэйла, сплетаясь с ним в единое целое, перекатываясь в этом клубке с дивана на пол у окна - это скорее не эротические, а просто интимные сцены. Бросив ему на прощание еще одну многозначительную фразу вроде "мы не те, кем могли бы быть", девушки исчезают навсегда - даже героиня Натали Портман, в которой Рик видит ту единственную, что разорвет порочный круг.
Экранного времени у Портман едва ли больше остальных актрис, но эта история по крайней мере заканчивается слезами и какой-то непроговоренной до конца драмой. Впрочем, более осмысленными они от этого не становятся - герой возвращается к своему бесконечному бесцельному блужданию и разговорам с самим собой.
"Рыцарь кубков" поделен на главы, названия которых взяты из гадания Таро - "повешенный", "Луна", "правосудие", "смерть". Возможно, тем, кто способен до конца расшифровывать выпавшие здесь карты, станет понятнее и скрытый за ними смысл фильма, хотя по большому счёту эти условные главы фильма не отличаются одна от другой - фильм-луп, без начала и конца. Словосочетание "Рыцарь кубков" - из той же эзотерической системы и обозначает в том числе человека, наделенного высокой миссией, рассказ об истинной цели которой Малик, возможно, прибег для следующей своей картины.