Фото Reuters
Неожиданный выбор для первого дня Берлинале, который обычно отмечают показом или немецкой картины, или громкой голливудской премьерой. В этот раз выбор пал на драматичную, основанную на реальных событиях историю Джозефины Пири, жены исследователя Роберта Пири, в 1909 году достигшего Северного полюса. Спустя два года после того, как активистки движения FEMEN выбежали на красную дорожку Берлинале в попытке в очередной раз обратить внимание на ущемление прав женщин в современном мире, фестиваль открывается фильмом, который можно назвать феминистским манифестом.
В 1909 году Роберт Пири отправился в свое последнее путешествие в поисках Северного полюса. Его жена Джозефина (Жюльет Бинош), всю жизнь прождавшая мужа в их квартире в Вашингтоне, на этот раз отказалась отсиживаться в безопасном тепле и бросилась навстречу мужу – наивная, но отчаянно любящая женщина, набравшая с собой в Арктику красивых платьев и шляпок. Ее путь завершится посреди белоснежной, ледяной пустыни, в хижине, которую придется делить с эскимосской девушкой Аллакой (Ринко Кикути), которая, как окажется, ждет того же самого мужчину.
Койшет удается передать красоту и одновременно опасную изменчивость Арктики: на экране на смену бесконечным полярным дням с солнцем и сверкающим снегом, по которому в повозке летит навстречу своему мужчине улыбающаяся Джозефина, приходят такие же нескончаемые ночи, с пронизывающим до костей смертоносным ветром. Теперь, чтобы не умереть, Джозефине приходится делить кров с соперницей, которая сперва раздражает ее своей простой философией – все принадлежит всем, а потом становится единственной, ради кого еще стоит жить. Вместе они, когда заканчиваются дрова, жгут доски – в том числе ту, на которой их Роберт оставил жизнеутверждающую надпись «Если нет тропы, проложи ее сам». Вместе делят скудную еду – утонченная, брезгливая Джозефина забывает, как еще недавно презрительно учила Аллаку есть с ножом и вилкой. Вместе помогают появиться на свет новому человеку, сыну Аллаки и Роберта Пири, который, возможно, в тот самый момент устанавливает американский флаг на самой недоступной точке на карте.
Подвиг исследователя Пири затмит подвиг его жены, которая так и не расскажет никому о том, что пережила. Койшет показывает, весьма убедительно, те изменения, которые происходят с героиней, в том числе через внешние трансформации – на смену платьям и шляпкам, за которые, как за напоминание о безработной жизни, цепляется героиня Бинош, приходят эскимосские шубы. Да и говорить она вскоре начинает на простом, честном языке Аллаки – английские фразы, состоящие, кажется, только из самых значимых слов.
За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, готовая ради него преступить через страх, гордость, пожертвовать всем, даже жизнью, и никогда не упрекнуть его в этом, – не новая идея, которая в фильме читается между строк захватывающей, сложной истории о любви и выживании и вписывается в одну из кинотенденций последних лет. Все больше историй о женщинах, все больше неоднозначных, характерных ролей для актрис – в этом смысле выбор фильма для открытия может показаться логичным.
По одному фильму сложно судить о том, какой будет конкурсная программа фестиваля, однако перед жюри во главе с Дарреном Аронофски в этом году встанет непростой выбор – за главный приз в этом году будут бороться и Вернер Херцог, и Теренс Малик, и Джафар Панахи. Всего 19 картин, среди которых есть российская – «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Еще три российские ленты – «14+» Андрея Зайцева, «Небесный верблюд» Юрия Фетинга и мультфильм Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается» – попали в параллельную программу Generation, посвященную фильмам для детей и подростков. В секции «Форум» будет представлена работа калмыцкого режиссера Эллы Манжеевой «Чайки», в рамках «Панорамы» покажут «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой.
Впрочем, о России на этом Берлинском кинофестивале будут напоминать не только российские режиссеры – новый фильм британца Питера Гринуэя, также представленный в основном конкурсе, называется «Эйзенштейн в Гуанахуато» и посвящен путешествию кинематографиста в Мексику.