0
5139
Газета Кино Интернет-версия

26.01.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Поможет ли отечественному кино развод с иностранным?

Наталия Григорьева

Об авторе: Наталия Ивановна Григорьева – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: минкультуры, владимир мединский, кино, закон, прокатные удостоверения, кинопрокат


минкультуры, владимир мединский, кино, закон, прокатные удостоверения, кинопрокат Кадр из фильма "Оттепель". Фото с официального сайта Министерства культуры РФ

На прошедшей неделе одной из главных тем вновь стал кинопрокат. На встрече с дистрибьюторами Владимир Мединский заявил, что Минкультуры ради защиты отечественного кино готово внести поправки в закон о прокатных удостоверениях так, чтобы в них были указаны не только сроки проката, но и фиксированная дата премьеры. Приоритет в этом случае должен быть отдан не зарубежным блокбастерам, а российским «фильмам-событиям».

В качестве примера министр привел ремейк картины «А зори здесь тихие», который снимает Ренат Давлетьяров к 70-летию Победы.  Выход фильма намечен на 30 апреля. «Я попрошу всех не давить эту дату», – обратился министр к прокатчикам, посоветовав договориться самим и по-хорошему. Договориться – значит перенести намеченную на то же 30 апреля премьеру очередной серии марвеловской франшизы о супергероях «Мстители: Эра Альтрона». Мировой прокат этого блокбастера начнется 22 апреля, североамериканский – 1 мая, что будет с российским, теперь неясно. Заявленный Мединским приказ пока не принят, но его проект уже направлен в Минюст.

Такая политика, надо заметить, не противоречит политике дистрибьюторов, в настоящий момент «по-хорошему» координирующих свои действия в отношении не только западных, но и отечественных релизов. Так, в минувшем декабре очевидный лидер проката, «Хоббит» Питера Джексона, не пересекался по датам ни с отечественным блокбастером «Вычислитель», ни с идеологически выверенным историческим экшеном «Василиса», ни с традиционными новогодними «Елками». Это, впрочем, не обеспечило последним успеха у зрителей. Однако Минкультуры все же видит причину неудач российского кино в российском же прокате именно в датах выхода и считает, что компании-мейджоры уделяют недостаточно внимания отечественному кино. В качестве примера приводится комедия Карена Оганесяна «Подарок с характером» с Михаилом Галустяном в главной роли: прокат ее провалился исключительно потому, что в тот же день состоялась премьера новых «Людей Икс». Странно, что критерий качества продукта Минкульт в расчет не принимал. 

 «Биться за каждый фильм мы тоже не будем: мы ставим приоритет финансовый или политический, идеологический», – заявил на той же встрече Владимир Мединский. Таким образом, за бортом вновь окажутся фильмы, которым сейчас и без того приходится сражаться за господдержку и продираться сквозь всевозможные запреты ради получения прокатного удостоверения. В отличие от таких работ, как «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, этот одобренный министерством масштабный исторический экшен, подходящий под критерии «финансового и идеологического приоритета», выйдет на экраны 20 февраля, но одно только отсутствие премьер-конкурентов – российских и иностранных – как показывает практика, вряд ли станет гарантией его высоких сборов.

В связи с заявлениями Мединского вновь заговорили о возможном введении квот и на зарубежное, и на российское кино. За последние несколько лет подобные инициативы, исходящие от депутатов Госдумы, появлялись уже не раз: в 2012 году единоросс Сергей Железняк предлагал законодательно установить долю отечественного кино в прокате – и отдать право регулирования этой цифры правительству, в 2013-м депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев настаивал не только на введении лимита на зарубежные фильмы, но и на установлении определенных ограничений по количеству иностранных  актеров в фильмах, съемки которых ведутся на территории РФ. В марте прошлого года еще один единоросс Роберт Шлегель подготовил документ, согласно которому процент зарубежных фильмов в отечественном прокате не должен превышать 50%, – ни один из предложенных проектов на сегодняшний момент так и не был принят.

Квоты на национальное кино не такая уж редкая практика в мире, о чем не устают говорить депутаты. Законодательные ограничения действуют, к примеру, во Франции, однако там в настоящий момент существуют не квоты, а специальные сборы в поддержку национальной киноиндустрии – 11% от каждого купленного билета идут в специально созданный Национальный фонд поддержки кино. В Греции и Испании кинотеатры обязаны показывать отечественные фильмы установленное количество дней в году, как и в Южной Корее, где помимо этого также действуют отчисления с проданных билетов, а правительство поддерживает строительство новых кинотеатров и киностудий. Что касается Китая, то в этой стране, как известно, действительно установлены жесткие квоты на зарубежные фильмы. Но уже в 2012 году количество зарубежных фильмов в китайском прокате было увеличено с 20 до 34 в год, пусть и с условием, что эти дополнительные 14 картин должны быть в форматах 3D и IMAX.

Китайская схема попросту не сработает в России, где кинобизнес не готов к подобным ограничениям. По итогам 2014 года сборы в отечественном прокате выросли у иностранного кино, а российские картины собрали в итоге всего 18% от общей суммы. Таким образом, при существующем размере господдержки, практически полном отсутствии независимого кинопроизводства и уже действующих ограничениях национальное кино не сможет покрыть те же предлагаемые 50% проката. И установление фиксированных дат релизов проблемы не решит, а приведет лишь к потерям компаний-дистрибьюторов. Парадоксально, но очередные подвижнические меры будут лишь препятствовать развитию отечественного кинематографа. Вместо того, чтобы побороться за качество и помочь молодым режиссерам, к слову, с успехом выступающим на фестивалях по всему миру, существующее законодательство лишает их возможности показать фильм в собственной стране – как в случае с картиной Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда», не вышедшей на экраны из-за запрета на мат. Дистрибьюторы пока заняли выжидательную позицию и не комментируют инициативы Министерства культуры, хотя в случае принятия закона потери для них все же очевидны. Здесь и «лакомые» праздничные даты, которые, конечно, будут для зарубежного кино закрыты, презентационные мероприятия с участием кинозвезд, которые (в случае аннуляции прокатного удостоверения) будут отменены и т.д. Осталось дождаться реакции Минюста: если проект будет согласован, кинорынок в России, очевидно, ждут кардинальные изменения, особенно если учесть, что на подходе и принятие нашумевшего закона о выдаче прокатных удостоверений.    

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1448
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1546
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
698
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1019

Другие новости