Новое поколение студентов
приезжает на лекции на велосипедах. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Юбилейный для себя год – Институт кино отметил 95-летие – ВГИК провел «на колесах». За прошедшие месяцы студенты и преподаватели выступили с концертами и мастер-классами не только в двух десятках российских городов, но и в соседних странах. Самое важное путешествие, однако, вгиковцам только предстоит – совсем скоро их ждет переезд в новое здание. Но, несмотря на почтенный возраст, он даст фору любой новой киношколе – в этом уверен ректор Владимир МАЛЫШЕВ, с которым корреспонденту «НГ» Наталии ГРИГОРЬЕВОЙ удалось поговорить и о нетрадиционном праздновании юбилея, и о будущих вгиковских экспериментах.
– В начале декабря вгиковцы собирались посетить Крым – удалось добраться даже туда?
– Мы решили отмечать 95-летие ВГИКа не как обычно – торжественным банкетом, а с начала года принялись разъезжать по всем регионам и даже по соседним странам. Мы съездили, например, в Алма-Ату, потому что во время войны ВГИК был там в эвакуации. И в благодарность студенты актерского факультета показывали там класс-концерт, мастер-классы, устраивали кинопоказы. Потом с этой программой мы отправились в Таджикистан, посетили Горный Алтай и Калининградскую область. А следом был грандиозный поход на специальном поезде Москва–Владивосток, 23-суточный, с остановками в 15 городах. И чем дальше мы отъезжали от Москвы, тем чаще нам говорили: «Как хорошо, что вы к нам приехали». Студенты увидели, что страна огромная и это, может быть, единственная возможность в жизни, потому что если они потом будут снимать, то все равно будут летать на самолетах. Помимо этого в каждом городе снимали репортажи, и надеюсь, что будет смонтирован полновесный фильм к 70-летию Победы. Мы решили – тем более нас приглашал и министр культуры Крыма, – что закономерно будет завершить наш юбилейный год в Крыму, и выступили в Севастополе, в Симферополе, в Ялте. Еще и мастера подобрались те, которые снимали фильмы в Крыму.
– Почему именно так решили отмечать 95-летие?
– Иногда про ВГИК говорят: «старейший институт кино в мире», и меня это коробит. Называйте – первый. В 1919 году он был создан, и только в 30-е начали появляться другие и даже брали наши наработки, программы и до сих пор ими пользуются. Так что мы показали, что ВГИК паутиной не покрылся – он молодой, задорный, энергичный.
– Нет ли мысли сделать «Кинопоезд» регулярным?
– Это очень дорого. Хорошо, что Никита Михалков уговорил Владимира Якунина оплатить 50%, хорошо, что Министерство культуры выделило вторые 50%. Но то, что это очень полезно – для обеих сторон, – это безусловно. Студенты-актеры должны уметь работать на разных площадках, а зрители, которые вначале воспринимали все это как самодеятельность, побывали на спектаклях и класс-концертах и увидели, что это вполне профессионально. Подходили и говорили: «У вас, конечно, школа!»
– Документальный фильм о войне, который снимали во время поездки, выйдет в прокат?
– Обязательно, но мы не спешим – нужно будет подкладывать какую-то военную хронику, нельзя делать такую картину на одних интервью. Главное – качественно сделать, может, какой-то телеканал возьмет.
– ВГИК в этом году не только много путешествовал, но и постепенно обживал свой новый корпус. Удалось немного освоиться там?
– Сейчас городские службы проводят различные комиссии по приемке здания – как только получим акт ввода в эксплуатацию, начнем переезжать. Это займет не один и не два дня, потому что необходимо приспособить здание к учебному процессу. Скорее всего первыми въедут операторы, потом актеры. Удваивается площадь, так что условия лучше будут – ведь старое здание строилось как школа, без учета специфики. Главная задача – сделать так, чтобы дух и атмосфера вгиковская не ушли, наполнить новое здание всеми традициями.
– В новом здании появятся и театр, и кинозал. Будут ли они использоваться для публичных показов?
– Мы уже разослали в другие вузы письма с предложением создать клуб любителей кино. Кинозал я планирую использовать не только для занятий, но и для того чтобы студенты и педагоги из других институтов приходили, смотрели новые работы вгиковцев, обсуждали. Нашим студентам будут полезны отзывы зрителей, остальным – интересно встретиться с нашими именитыми мастерами. Еще у нас появляется помещение для профессионального театра – с освещением, звуком. И последние годы спектакли наши стали завоевывать призы на различных фестивалях, подобрались хорошие педагоги, талантливые студенты. В этом году троих выпускников Александринка забрала, троих – БДТ, несколько человек играют в Театре наций. Но дипломные спектакли жалко терять. Я хочу, чтобы ребята – те, кто еще не устроился, – могли бы хотя бы раз в неделю, чтобы не терять профессию, играть для публики. И, конечно, хотелось бы, чтобы творческие вузы сотрудничали, чтобы к нам приезжали с концертами старшие курсы консерватории, Гнесинки, а мы у них кино показывали и спектакли. Все равно им потом встречаться, кино без музыки не бывает.
– Молодых режиссеров приглашаете в качестве преподавателей?
– Молодых сложно затянуть, им некогда – снимать надо. Очень хочется, чтобы выпускники приходили, которые сами на этой системе выучились. Но все-таки удалось двоих Коттов (режиссеры Александр и Владимир Котты. – «НГ») уговорить, потихоньку втянулись, думаю, теперь уже не уйдут. Пока во ВГИКе мастера работают, не будет проблем – а если мастера покинут корабль, то будет серенькое учебное заведение.
– Российское кино, как мне кажется, ориентировано на сюжет и характеры, возможно, в силу того, что не может позволить себе дорогие спецэффекты...
– Конечно, у нас бюджет всего кино, которое поддерживается государством, равен бюджету одного «Хоббита». Тем не менее правильно, что есть разделение: Фонд кино в основном поддерживает проекты, нацеленные на широкую аудиторию, а Министерство культуры – авторское кино. Нужно поддерживать авторское кино. Даже если на него зритель почти не ходит. А не ходят потому, что несколько поколений уже воспитаны на американском кино, в журналах киношных рецензии в основном на зарубежные фильмы.
– К сожалению, часто российские фильмы удается посмотреть только на фестивалях, а до проката они так и не добираются – слишком много ограничений…
– Ну вот ситуация с матом – какие тут доводы? Это наша жизнь, все сейчас ругаются матом... Я думаю, что дело не только в этом, не в том, что это модно и что мы такие смелые, а в том, что классику не читали, богатство русского языка не можем использовать. Или же как происходит: кино плохое, но я напихаю туда мата – и я такой смелый, новатор, а меня начинают пресекать. Зато газеты напишут, какой я гонимый автор.
– Но даже в «Левиафане» есть мат – а он надежда русского кино в этом году.
– Конечно, надежда, но мне это даже обидно немного – ведь есть и о нормальной жизни в России кино, но его не берут никуда. Россия темная, серая, неумытая, дикая – этот стереотип за границей все равно сохраняется. И, видимо, иностранцам интересно посмотреть, какая тут жуть. Я не могу вспомнить ни одного фильма, который бы получил приз на иностранном фестивале или даже был отобран, с каким-нибудь более или менее благополучным сюжетом.
– А как же «Белые ночи почтальона Тряпицына» Кончаловского? Разве он не про красоту России?
– Про какую красоту? Где вы ее там увидели? Невзрачная жизнь изо дня в день – чего же в этом хорошего? Кончаловский как путешественник: приехал, посмотрел – для него это даже не лубок, а экзотика. Он показал, конечно, что и там живут хорошие люди – но вот как они живут...
– О чем же тогда снимать, если по всей стране так?
– Самый активный зритель – молодежь, значит, про жизнь молодежи и нужно снимать. А вот кому снимать? 70-летний, пусть даже маститый режиссер, если начнет делать кино о молодых, наврет – на этот фильм если и пойдут, то как на кинокомедию. Поэтому абсолютно точно нужно давать больше денег на дебюты, на фильмы выпускников.