На фестивале показывали, по каким законам работает 3D. Фото с сайта www.mkrf.ru
В Москве прошел V Международный 3D-стерео кинофестиваль. Он заставил вспомнить о важных процессах и проблемах отечественного кинематографа. К примеру, об отсутствии жанрового кино.
В рамках фестиваля показывали и обсуждали и советские стереофильмы, и новинки российского и зарубежного 3D-кинематографа. Трехмерное кино ассоциируется в основном с фантастикой, ведь этот жанр, как никакой другой, требует технических инноваций в сфере кинопроизводства. Будущему российского фантастического кино был посвящен круглый стол, прошедший во ВГИКе и организованный Научно-исследовательским кинофотоинститутом.
Инициатором дискуссии выступил режиссер Алексей Герман-младший – поклонник фантастики, переживающий за то, что со времен «Соляриса» Тарковского ничего путного в этом жанре у нас не сняли. Да и можно ли считать фильмы вроде «Соляриса» и «Сталкера» или же «Трудно быть богом» Германа-старшего кинофантастикой? Да – в советском понимании жанра, нет – в голливудском и общемировом. С этим участники разговора, среди которых были писатели, журналисты, киноведы, сценаристы, режиссеры и продюсеры, спорить не стали, а попытались ответить на вопрос «почему?». Герман обозначил причины, по его мнению, мешающие появлению достойной фантастики в частности и разнообразного жанрового кино в целом. При наличии талантов все, чего можно сейчас ждать, – слабые телеэкранизации и не менее провальные кинофильмы. А все, что можно было бы принять за фантастику, при ближайшем рассмотрении оказывается драмой – любой фантастический элемент в данном случае не более чем прием. Всему виной – неспособность участников процесса договориться друг с другом. Романы, переработанные без участия авторов в сценарии, если и превращаются в фильмы, то чаще всего теряют обозначенный в литературном источнике смысл. Участники круглого стола уместно вспомнили, что лучшие образчики советской фантастики рождались при участии писателей-фантастов.
Отсутствие такого взаимодействия рождает недоверие участников процесса друг к другу. Сценаристы перекраивают книги, режиссеры не берутся за слабые сценарии, а если и берутся, то наталкиваются на недоверие со стороны продюсеров, думающих в первую очередь об успехе картины в прокате. Обвинять последних в среде кинематографистов стало общим местом, однако в случае с фантастическим кино эти обвинения неправомерны. Один из самых высокобюджетных жанров попросту не выживает в современном российском кинопроизводственном процессе, где единственным источником финансирования по-прежнему является государство, а частное инвестирование в кино, по сути, отсутствует. Выделяемых ежегодно Минкультом и Фондом кино денег едва хватит на один фантастический фильм голливудского уровня...
Сказанное применимо, с небольшими оговорками, и к другим жанрам. Участники разговора, хотя и признавая, что, к примеру, с комедиями, как и с фантастикой, в советском кинематографе дело обстояло лучше, чем в постсоветском, сошлись во мнении, что социальная составляющая всегда превалировала над жанровой, содержание – над формой. Этот перекос – единственная традиция, перекочевавшая в новое время. Соцреализм, как единственно верное направление, сменился повсеместным стремлением к псевдодокументальности, где те же детективные, комедийные, фантастические элементы не определяют фильм в целом. Образчики жанров в чистом виде если и появляются, то скорее становятся исключением из правила – как, к примеру, «Горько» Жоры Крыжовникова, первая за долгое время комедия. Остальное условно можно поделить на низкопробное теле- и киномыло, сугубо авторское кино, находящееся скорее в плоскости артхауса, и по российским меркам высокобюджетные, в основном исторические блокбастеры. На фильмы о мировых войнах государство не жалеет денег. А режиссеры не жалеют спецэффектов.
С технологиями, если вернуться к теме круглого стола и фестиваля в целом, проблем нет. Да и ретроспектива советских стереофильмов доказывает, что не «Аватаром» единым... Другой вопрос, как заставить достижения технического прогресса работать на благо кино – решение на круглом столе почти единогласно нашли в создании лаборатории фантастического кино, которая могла бы стать площадкой для встречи писателей, сценаристов, режиссеров, техников, отвечающих за спецэффекты, и продюсеров. Надежды возлагают, например, на реконструкцию Киностудии им. Горького и на создание на ее базе многопрофильного кинематографического центра. По плану правительства, новая площадка должна стать местом для производства конкурентоспособного отечественного кино – семейного, детского, анимационного. Возможно, найдется место и для фантастов, и для других жанров, формирующих качественный кинематографический мейнстрим.