Красивая и несчастная героиня фильма. Кадр из фильма
Сорокалетний Сандро живет в малогабаритной квартире с папой и мамой. Он лысоват и невзрачен. Работает в школе учителем истории. Родители страстно хотят женить своего мямлю, в ход идут разные способы сложнопостановочного кавказского сватовства... И в доме таки появляется невестка – молодая, малознакомая самому Сандро и к тому же беременная от местного головореза.
«Слепые свидания» появились еще в 2013-м и с тех пор объехали множество мировых фестивалей, собрали изрядное количество призов. Особенно тепло картину встречают на постсоветском пространстве, где сильна ностальгия по грузинскому кино и где быт, среда героев фильма узнаваемы. Примечательно, что видами любимого Тбилиси автор не спекулирует, город в фильме обозначен скупо. Ровно настолько, чтобы дать ориентировку: вот – столица, в которой живут герои, вот – приморский Кобулети, куда они отправляются на выходные, а где-то там – Гори, из него приезжают на «слепые свидания» некие девушки. Сандро с товарищем хотят женской ласки, вот и пробуют новомодный способ назначать свидания женщинам «вслепую», посредством Интернета. Эпизоды этих свиданий невероятно смешные. Смущены все – и столичные «мачо», и девушки из Гори. Разговоры внутри пар не клеятся, в номерах дешевой гостиницы, кроме узких коек, ничего нет, а приступить вот так сразу к объятиям как-то не комильфо…
Сорокалетние мужики в фильмах Когуашвили (предыдущая его картина называлась «Прогульщики») вообще растерянны – это лейтмотив в ощущении поколения, которому режиссер сам принадлежит. Грузинское кино много лет рефлексировало войну, разруху, нищету сказочного Тбилиси. Надрыв порой перехлестывал через край. Фильмы разных режиссеров складывались в сериал, полный отчаяния и жалости к своему гордому народу. «Слепые свидания» в какой-то мере тоже фиксируют зыбкое существование в новом мире тех, кто был рожден в СССР. Герои мыкаются без дела и без денег и норовят уехать в Кобулети, уйти на пустынный осенний пляж, где торчит в качестве пляжного декора дурацкий дельфинчик, распухший от слоев масляной краски – привет из детства, из пионерлагеря, санатория, ведомственного дома отдыха… Вообще эти приморские сцены прекрасны – пронзительны и ироничны, потому что в них сошлись ностальгия и смущение мужчины по поводу допускаемой «слабости». В них возникает скрепленное невидимыми и непрочными нитями братство лузеров – Сандро, его закадычный друг и красивая, несчастная женщина. Они играют в футбол на мокром песке, а потом пьют чачу за столиком дешевой забегаловки – накрывшись от дождя каким-то полиэтиленом и тем словно отгородясь от мира с его заботами (Сандро, например, ждут в доме родственников на пышный семейный ужин и на знакомство с очередной «девушкой из хорошей семьи»). Так укрывался от друзей и недругов, от себя герой Олега Янковского в фильме «Полеты во сне и наяву» – зарывался в стог сена, как маленький ребенок прячется в «домик». «Полеты...» вспоминаешь, и когда Сандро с другом забредают в приморский парк, забираются в кабинки аттракциона «Лодочки» и сидят в них, поедая мандарины.
От многих грузинских фильмов последних лет «Слепые свидания» отличаются неожиданно жизнеутверждающим настроением. Сандро встретил свою любовь и показал себя молодцом, настоящим рыцарем. В общем-то, ничего из этой любви не вышло, кроме того, что она была. Была! Интрига провела домашнего Сандро по криминальным тропам и оставила с чужой подругой на руках. В скором будущем, уже за рамками фильма, еще и чужой ребенок окажется на его руках плюс к подруге. В том, что Сандро станет хорошим мужем и отцом, сомневаться не приходится. То есть жизнь тяжела, полна обид и даже опасностей, но она продолжается. Фирменные ирония, человечность грузинского кино вновь всплыли в «Слепых свиданиях» и заставили критиков говорить о возвращении знаменитого бренда. Обаяние картины во многом составили актеры – например, патриарх грузинского актерского цеха Кахи Кавсадзе в роли отца Сандро. Старик то и дело воздевает руки к кому-то там, наверху, и сокрушается: что за сыночек, что за женушка ему самому досталась – когда-то ее, провинциальную девушку, пришлось учить, как пользоваться вилкой! Великовозрастного жениха Сандро сыграл друг Когуашвили, сценарист Андро Сакварелидзе, и это тот случай, когда непрофессионал существует в кадре лучше актера – без жирных красок, без натуги, просто и достоверно. Еще у Когуашвили отлично играют коты, собаки и даже курица – когда надо, входят в кадр, когда надо, выходят или пересекают кадр. Принято считать, что к съемочной площадке Эмира Кустурицы вечно стекается талантливое зверье и безвозмездно работает на его успех. Так вот Леван Когуашвили тоже пользуется явным авторитетом среди хвостатых и пернатых исполнителей. Действительно, «Слепые свидания» – гимн жизни в разных ее проявлениях.