Режиссер Мария Кравченко представляет фильм «На пороге страха». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Главный российский смотр документального кино в этом году проходит со скандалами и без финансовой поддержки Министерства культуры. Однако благодаря организованному в Интернете сбору денег программа фестиваля не пострадала ни количественно, ни качественно. Одной из основных тем «Артдокфеста» ожидаемо стали события в Украине, а начался смотр с показа последней работы классика документалистики Герца Франка.
Картина Франка «На пороге страха» рассказывает историю любви израильского преступника № 1 Игаля Амира, в 1995 году убившего премьер-министра Ицхака Рабина, и его нынешней жены Ларисы Трембовлер, с которой он познакомился, будучи осужденным на пожизненное заключение. Их роман начинается в письмах, развивается до коротких свиданий, завершается свадьбой и рождением ребенка, который становится пятым для Ларисы и первым для Игаля. За 10 лет под прицелом камеры Франка отношения героев проходят бюрократические и моральные испытания, связанные с откровенной ненавистью окружающих, не простивших Амиру содеянного. В коротких уличных интервью простые люди обвиняют не только убийцу, но и полюбившую его женщину, отказывая и ей в праве на счастливую жизнь. Маленькому сыну Игаля и Ларисы эти же прохожие прочат тяжелую жизнь, полную презрения и непонимания. Вместо собственной оценки событий режиссер дает слово героям: Амир воспитывает ребенка в основном по телефону, пытаясь за отведенный на беседу час ответить на вопросы о жизни, смерти, Боге и собственной вине. Ее он признал еще на месте преступления, а вот раскаяния в содеянном нет и по сей день.
Тема преступления и наказания, или скорее человека, преступившего черту, интересовала режиссера на протяжении многих лет: он снимал несовершеннолетнего в колонии («Запретная зона») и приговоренного к смертной казни в последние месяцы его жизни («Высший суд»). В этот раз в центре фильма оказывается не сам убийца, а люди, на жизнь которых, случайно или нет, влияет совершенный им поступок. История любви Ларисы и Игаля, как ни странно, также последствие тех выстрелов в 1995 году. Возникло бы чувство при других обстоятельствах – один из многих, не заданных, но звучащих за кадром вопросов. Другой: считать ли Игаля Амира преступником, когда сам он действовал согласно своим убеждениями, во благо страны? Какой суд страшнее, общественный или высший, и перед кем на самом деле виноват герой картины?
Над своим последним фильмом Герц Франк работал 10 лет, используя собственные записи, интервью с героями и архивные кадры. За это время убежденность в значимости истории Игаля и Ларисы подвергалась сомнению в глазах автора: он сам появляется в кадре, не только рассуждая о сюжете, но и становясь еще одним его героем. Режиссер ушел из жизни в 2013 году, не дожив до премьеры. Работу над фильмом завершила его коллега Мария Кравченко, так что кадры с Франком, пусть они и нарушают стройную конструкцию, можно считать данью творчеству режиссера и попыткой подвести итог жизни художника.
Затрагивающая непростые темы первая фестивальная картина вполне вписывается в программу и общее настроение «Артдокфеста» этого года. Лишенный поддержки Минкультуры за антигосударственную позицию президента смотра Виталия Манского, фестиваль проходит вопреки всему, на деньги зрителей и прочих неравнодушных, собранные в Интернете. «Кино, которое мы покажем на фестивале, существует вопреки, ему приходится прорываться, но эти фильмы не дают умереть вере, силе и нашему общему бесстрашию, – заявил в своем видеообращении на церемонии открытия Виталий Манский. – 2014 год войдет в историю, и его будут изучать в том числе и по фильмам, премьеры которых состоятся на «Артдокфесте». Каждый второй фильм в программе посвящен самым острым политическим и социальным явлениям последнего времени: главным образом, конечно, событиям в Украине. В основном конкурсе фильмы о ДНР и евромайдане, о движении Femen. Остальное выделено в отдельную программу «Украина – не Россия». В нее вошли картины, снятые в Украине или об Украине в разные годы: например, фильм Сергея Лозницы «Майдан», шанс увидеть который в России вряд ли бы представился, не будь «Артдокфеста».