Фото Reuters
В конце прошлой недели на едином портале для размещения информации о разработке новых нормативных актов и их обсуждения Министерство культуры опубликовало проект постановления правительства «Об утверждении Порядка выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Порядка ведения Государственного регистра фильмов». Сделано это было в соответствии с принятыми изменениями, когда из-за запрета мата законодателям пришлось прописать порядок выдачи прокатных удостоверений уже в законе, а не только в ведомственных приказах Минкультуры.
Юридически процедура выдачи прокатных удостоверений, согласно размещенному проекту, практически не меняется, а вот в пункт об отказе в «прокатке» добавился не только пресловутый мат, о котором сокрушались все лето, а теперь, кажется, согласились играть по установленным правилам, но и еще одна причина – опять же в соответствии с принятым в конце прошлого года законом, предусматривающим уголовную ответственность за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ». В проекте, разработанном Минкультуры, причина для отказа в выдаче «прокатки» звучит еще шире: «...если фильм содержит материалы, информацию, сведения, порочащие национальную культуру, создающие угрозу национальному единству и национальной безопасности РФ, а также подрывающие основы конституционного строя РФ». Трактовать его можно максимально широко. В случае принятия данного постановления отказать можно не только картине, где есть прямые призывы к сепаратизму, но и где допускаются различные трактовки истории государства Российского. Кто будет проверять картины по этому пункту, уже, кажется, вполне понятно: при министерстве теперь работает консультативный совет, состоящий из членов Российского военно-исторического общества. Именно он заблокировал получение господдержки проектом Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», а также наложил строгое вето на последний сценарий Петра Тодоровского «Встреча на Эльбе».
Но при таких условиях игры прокатное удостоверение можно будет не выдавать и зарубежным фильмам – в особенности нелюбимым теперь некоторыми государственниками американским, где порой допускается свободная трактовка событий Второй мировой войны. Правда, при первом же таком случае российские дистрибьюторы – не только отечественного, но и зарубежного кино, которое приносит большую прибыль, – могут поднять большой шум и вообще лишить всю киноиндустрию какого бы то ни было заработка.