Нелегкая «женская доля» героя Ромена Дюри. Кадр из фильма
Французский провокатор Франсуа Озон в очередной раз продолжает исследование сексуальной природы мужчин и женщин. «Новая подружка» – незатейливая трагикомедия, которая вряд ли удивит поклонников творчества Озона, но при этом может шокировать консервативных российских зрителей, так и не смирившихся с тем, что любой человек свободен в выборе своей сексуальной ориентации и образа жизни.
«Новая подружка» – экранизация одноименного рассказа британской писательницы Рут Ренделл – той самой, по детективным романам которой снимал свою «Живую плоть» и «Кику» другой знаменитый кинопровокатор, Педро Альмодовар. Франсуа Озон, правда, изменил финал рассказа Ренделл и в итоге превратил «Новую подружку» почти в сказку о сложных взаимоотношениях мужчины и женщины, которые становятся еще сложнее, если мужчина любит переодеваться в женские платья, а женщина всю жизнь борется со скрытым гомосексуальным желанием.
Клэр (Анаис Демустье) тяжело переживает смерть горячо любимой подруги Лоры – они дружили с детства, вместе взрослели, влюблялись и радовались жизни. После смерти подруги Клэр пытается всячески помочь пережить тяжелую потерю мужу Лоры Дэвиду (Ромен Дюри), который теперь один воспитывает еще совсем маленькую дочь. Однажды, придя в дом к Дэвиду, Клэр видит его в женском платье – оказывается, вдовец давно практикует «переодевание» и получил на это разрешение от покойной жены. Клэр поначалу пугает столь странное хобби Дэвида, но постепенно она к нему проникается и превращает его в новую подружку Вирджинию, к которой испытывает уже не только дружеские чувства.
Вся эта сказка с легким романтическим флером, конечно, не нова. У того же Альмодовара трагедии и комедии о трансвеститах и бисексуалах были сделаны жестче и ярче. «Новая подружка» Озона по сравнению с ними – сущая безделица, главным аттракционом которой становится наблюдение за французским секс-символом Роменом Дюри, который у Озона с нескрываемым энтузиазмом облачается в женское платье, чулки и подвязки, встает на каблуки и щедро использует тональные средства, чтобы загримировать постоянно проступающую мужскую щетину. Дэвид-Вирджиния – образ легкомысленный и по-своему трогательный. Добавить интригу в несложный сюжет картины Озон пытается разве что музыкальным сопровождением (композитор – Филипп Ромби), которое настраивает зрителя в том числе и на неожиданный финал ленты.
Франсуа Озон сам приезжал представлять свою картину российским зрителям. Премьера фильма прошла сначала в Санкт-Петербурге, известном своими строгими законами в отношении гомосексуалистов, а затем в Москве. И удивительно, но именно в российской столице первые зрители «Новой подружки» были слегка шокированы фильмом. После премьеры в Гоголь-центре режиссер отвечал на вопросы зрителей, некоторые из которых пытались спросить Озона, зачем же он показывает на экране мужчину в женском платье, чему он таким образом учит молодежь. Озон стойко отвечал на эти, прямо скажем, странные вопросы, много говорил о свободе выбора каждого человека, о том, что, конечно, ориентировался при создании образа Вирджинии на «Тутси» и героев «В джазе только девушки», только вот в «Новой подружке» переодевание исходит из внутренней потребности героя Ромена Дюри. И строго судить людей, подобных Дэвиду-Вирджинии, явно не стоит: как говорится, «у каждого есть свои недостатки». И если мужчина любит переодеваться в женское платье, это его собственный выбор, так же, как и режиссер волен снимать картины на любые темы. И российским зрителям не мешало бы помнить об этом.