0
3590
Газета Кино Интернет-версия

23.10.2014 00:01:00

Педро Альмодовар, который решил оставаться самим собой

Тэги: кинофестиваль, люмьер, кинорежиссер, педро альмодовар


кинофестиваль, люмьер, кинорежиссер, педро альмодовар Педро Альмодовар за естественность и аутентичность. Фото с сайта www.festival-lumiere.org

В Лионе прошел 6-й Фестиваль Люмьер. Фестиваль без конкурса, где героями становятся мастера кино, представляющие зрителям старые фильмы, большинство из которых недавно отреставрировано. Здесь прошли ретроспективы Франка Капры, Клода Соте и одной из первых женщин-режиссеров в Голливуде Иды Лупино. Свои первые или редкие картины представили Майкл Чимино и автор бессмертного «Рембо» Тед Котчеф, Изабелла Росселини и многие другие. Но все ждали главного события – награждения испанского гения Педро Альмодовара призом Люмьер, который до того успели получить Клинт Иствуд, Милош Форман, Жерар Депардье, Кен Лоуч и Квентин Тарантино. Амбиции у Люмьера вполне конкретные: награждать самых-самых в городе, где в 1895 году на фабрике братьев Люмьер и родилось кино. И со временем стать аналогом ни много ни мало Нобелевской премии в кино, за вычетом призового фонда. Кстати, с прошлого года у фестиваля новая традиция – каждый лауреат повторяет тот самый первый фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер». Ставится камера, и в течение минуты снимаются выходящие в ворота гости фестиваля. Незадолго до работы на съемочной площадке в Лионе с Педро АЛЬМОДОВАРОМ удалось поговорить журналисту Игорю ГУСЬКОВУ.

Вы – шестой лауреат Приза Люмьер. Чем для вас стала эта награда?

– Эта церемония останется в памяти. Слушая гостей на сцене, моих друзей и моих актеров, я задавал себе вопрос: что я в жизни сделал особенного, чтобы услышать столько добрых слов и признаний в любви? 19 фильмов, одни получились, другие – меньше. Но я всегда делал их от души, понимая, что не могу их не снять, и я их снимал без компромиссов, будучи движим одним желанием – рассказать историю так, как я ее слышу. В некотором смысле все мои фильмы – чистейшей воды проявления эгоизма. И то, что столько людей что-то находят в моих картинах или они их как-то затрагивают, – на грани чуда, ведь кино – вся моя жизнь!

А если прокрутить время назад, как для вас все начиналось? Вы с самого детства знали, что станете кинорежиссером?

– Ребенком я хотел быть художником, все время сочинял какие-то истории, хотел стать архитектором и строить дома для людей, позднее это привело к тому, что я всегда сам придумываю и создаю декорации для всех моих фильмов, еще я хотел петь и создал в молодости панк-группу. Пел я, конечно, ужасно, но в ту эпоху панк был в зените: чтобы быть настоящим панком, достаточно было и просто лаять на сцене. Однако я всегда понимал, что в каждой из этих областей я несовершенен. Эти фрустрации только усилили мое желание все соединить вместе, и таким выходом стало кино: ведь режиссер должен быть чувствителен ко всем артистическим дисциплинам. Быть неудовлетворенным архитектором, неудовлетворенным писателем, неудовлетворенным певцом, неудовлетворенным актером, неудовлетворенной матерью-настоятельницей, неудовлетворенным отцом... я думаю, что все эти фрустрации стали топливом для моей работы как кинорежиссера.

Ваши первые короткометражки, на восьмимиллиметровой пленке, вы сняли еще при франкистском режиме.

– Это так, но те работы были возможностью выразить себя, рассказывать истории на свой манер, ведь в то время я зарабатывал на жизнь, работая на почте. Все переменилось за два года. В 1975 году умер Франко, а  77-й стал началом новой демократической Испании, которая со взрывом всех свобод стала полной противоположностью той стране, в которой прошло мое детство. Возникло артистическое движение Мовида, которое позволяло вживую, через искусство, прочувствовать все те изменения, которые с фантастической скоростью происходили в стране. На наших глазах страна перестала чувствовать страх, и это невозможно описать словами, это по другую сторону чуда. Молодые и все те, кто сопротивлялся франкизму, вздохнули свободно и перестали бояться. Другая Испания, та, которая прекрасно жила в эпоху Франко, стала бояться нас. Это новое положение вещей, а мы его заслужили, привело и меня самого к переменам – в конце 70-х я снял свой первый настоящий полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и другие девушки».

А если представить, что вы бы родились в другой стране, а не в Испании, кем бы вы могли стать?

– Я все равно стал бы кинорежиссером. Потому что, будучи совсем маленьким, я понял, что мое предназначение – рассказывать истории с помощью изображений. Но если сыграть в предложенную вами игру, то если бы я начал снимать в Испании большие фильмы до Мовиды, я бы снял интересный фильм, очень глубокий, чтобы цензура в нем ничего не поняла. А затем я бы уехал в Париж, работал бы, наверное, официантом в кафе, чтобы следом снять второй фильм. И стал бы признанным в мире большим французским кинорежиссером. Если бы я родился в Америке, стал бы автором андеграундного кино, снимая моих друзей – трансвеститов, транссексуалов и наркоманов. Потом я не мог бы ничего снимать в течение 30 лет, став настоящим социологическим и культурным феноменом. Я ничего бы не писал, за исключением статей в знаменитых глянцевых журналах, и потерял бы себя, пробуя снимать настоящих голливудских звезд, которые бы не имели ничего общего с моими настоящими друзьями – теми самыми трансвеститами, транссексуалами и наркоманами. Меня бы, конечно, признали во Франции, и однажды я бы все равно оказался здесь, в Лионе, на Фестивале Люмьер. Если бы я родился в Великобритании, то я снимал бы интересные фильмы, близкие к мейнстриму, но известные только знатокам кино. Если бы моей родиной стала Турция, то я, может быть, смог бы снять свой первый фильм, настолько интересный, что им бы заинтерсовался Тьерри Фремо и меня бы даже пригласили в Канны, что дало бы толчок моей карьере. Если бы меня не позвали в Канны, то моя карьера режиссера на этом бы и закончилась.

Есть режиссеры, которые любят работать с группой единомышленников, а есть «волки-одиночки». Кажется, для вас всегда было важно работать с теми, кого вы любите и хорошо знаете. Все ваши фильмы произведены компанией El Deseo («Желание»), которой вы руководите вместе с вашим братом Августином. По семь раз у вас снимались Кармен Маура и Антонио Бандерас. Да и другие актеры – скажем, Пенелопа Круз, Мариса Паредес, Росси де Пальма – остаются рядом с вами на протяжении многих лет.

– В начале моей карьеры, в конце 70-х – начале 80-х я жил в ритме Мовиды и друзей, которые меня окружали 24 часа в сутки. Ни секунды я не оставался в одиночестве. Большинство людей, которых вы назвали, стали моими единомышленниками в ту эпоху. Мы жили в одном ритме, и я создавал фильмы вместе с ними. В последние 15 лет мои привычки поменялись. Я живу более замкнуто, скорее даже в одиночестве. Сегодня я вижу себя вне каких-то групп и считаю себя именно художником-одиночкой. Но окна моей квартиры и, скажем так, духа по-прежнему открыты в мир, чтобы шум жизни извне достигал меня. Разница, наверное, теперь в том, что не я являюсь первоисточником этого бурления, хотя и продолжаю время от времени его поддерживать.

Вы получили Приз Люмьер из рук Жюльет Бинош. Поблагодарив ее, вы сказали, что вас многое связывает. 

– Я впервые повстречался с Жюльет Бинош в 1992 году, сразу после выхода фильма Жан-Поля Рапно «Гусар на крыше». В это же время в Париже мне удалось посмотреть фильм Джона Касаветеса «Премьера», его выпустил в повторный прокат Жерар Депардье, с которым я познакомился, работая под его председательством в жюри Каннского кинофестиваля. Фильм Касаветеса подсказал мне идею, которая могла бы объединить на экране Жюльет и Жерара. В итоге я не решился написать эту историю из-за моего плохого французского языка. Но этот фильм существует, превратившись в ленту «Все о моей матери». Однако та история, которая была придумана мною для Бинош и Депардье, сильно отличается от той, что вы увидели в этой ленте. Все происходило в одной театральной труппе, готовившей спектакль по пьесе «Трамвай «Желание». Бланш Дюбуа должен был исполнить спившийся персонаж Депардье, человек, побывавший в тюрьме и болеющий неизлечимой болезнью. Была предусмотрена и сексуальная сцена в алкогольных парах между Депардье и персонажем Ковальского. Жюльет Бинош должна была стать в этой истории Стеллой. По прошествии лет я очень жалею, что не реализовал эту историю на экране, как задумывал.

В ваших фильмах мы часто находим скрытые или подчеркиваемые отсылки к другим фильмам и режиссерам.

– Да, очень часто я использую другие фильмы, которые входят в ткань моих картин как прямые цитаты или как ситуации из известных лент. Я делаю это для того, чтобы подчеркнуть какую-то черту в характерах моих персонажей или чтобы дать зрителям какие-то новые ключи для понимания ситуаций и самой истории в целом. В наше время, когда фильмы все больше напоминают видеоигры, важно показывать, что кино, история кино, может быть источником вдохновения для создания новых фильмов. Для меня важно, чтобы в современных фильмах мы могли ощущать отсветы истории кино.

Фестиваль Люмьер как раз дал зрителям возможность увидеть среди прочих старых и отреставрированных фильмов ленты, которые вас вдохновляли. Мы узнали, что для «Высоких каблуков» одним из главных источников вдохновения была мелодрама Дугласа Сирка «Имитация жизни», а вестерн Николаса Рея «Джонни Гитар» был с вами в момент съемок «Женщин на грани нервного срыва». Что для вас значит смотреть кино на большом экране, в том числе и киноклассику?

– Я потрясен интересом зрителей к старому кино здесь, в Лионе. В обычных мультиплексах полные залы в 11 утра на сеансах фильмов 30-х годов, например. Я завидую этим зрителям белой завистью. И я в бешенстве от того, что у меня дома, в Мадриде, старые фильмы можно увидеть только на сеансах в Синематеке, а идея показывать их в обыкновенных кинозалах никому не приходит в голову. Да и сами простые кинозалы все чаще закрываются из-за кризиса. Билеты в кино становятся все дороже из-за поднявшегося НДС, и многие теряют привычку ходить в кинозалы. Здесь, в Лионе, я поговорил с Гаспаром Ульелем, который сыграл главную роль в картине Бонелло «Сен-Лоран. Стиль – это я». Оказалось, что фильм не выйдет в прокат в Испании, так так дистрибьюторы побоялись его выпускать. Я стараюсь ходить в кинотеатры два раза в неделю, и для меня это плохая новость. Все чаще я задаю себе вопрос: есть ли смысл оставаться жить в Мадриде, где все меньше возможностей смотреть хорошее кино на экране?

Каждый ваш фильм удивляет, всегда есть какая-то изюминка в истории или в том, как вы ее рассказываете. Ваша цель – быть всегда оригинальным?

– Каждый делает свое дело так, как может. Я считаю себя аутентичным режиссером в том смысле, что рассказываю все истории на свой манер, и пока мне сопутствовала удача. Я – самоучка и научился всему, просто начав снимать, поэтому я не смогу делать фильмы по-другому. Что, впрочем, часто приводит меня к моментам, когда я ощущаю себя в опасности, ведь я никогда не заканчивал киношколу, а это делает для меня невозможной работу с продюсером, когда надо снимать какой-то фильм по его заказу. Но моя жизнь дала мне ответ: чем аутентичнее и естественнее я был, рассказывая свои истории, тем больший коммерческий успех сопутствовал моим картинам... Так я решил просто оставаться самим собой.

Есть разные способы создавать фильмы: снимать историю, следуя ходу ее развития, или начать с самых важных и тяжелых сцен, погрузив группу и актеров в гущу событий.

– Прежде чем снимать тяжелые сцены, я предпочитаю подождать – актерам нужно время, чтобы окунуться в историю и зажить новыми образами. Поэтому я избегаю тяжелых сцен в первую неделю съемок. Но с первого дня второй недели берусь за трудные эпизоды, потому что не хочу их оставлять на финал работы. А в конце первой недели у меня всегда одна и та же мысль: как бы все уже сделанное переснять заново, так как я никогда не удовлетворен началом съемок.

Но все-таки бывают же моменты, когда дело спорится и вы понимаете, что вот эта сцена получилась?

– На съемках фильмов «Возвращение» и «Разомкнутые объятия» я испытал это ни с чем не сравнимое ощущение счастья, когда ты понимаешь, что у тебя получается, как тебе бы хотелось. В такие моменты вся съемочная группа без всяких слов понимает это, потому что радость проступает на вашем лице. Я думаю, именно из-за таких моментов многие режиссеры становятся зависимыми от своей профессии. Эти волшебные моменты во время съемок как допинг, а  ностальгия по ним – она всегда с вами.

На церемонии ваша актриса Мариса Паредес сказала, что и благодаря вашим фильмам Испания стала другой: появились законы о разводе, о контрацепции, о гомосексуальных браках и возможностях по изменению пола.

– Я всегда жил, окруженный транссексуалами. Они живут в моих фильмах на правах самых обыкновенных людей и персонажей, не слишком-то поднимая на щит вопросы, которые волновали испанское общество. К счастью для бисексуалов, геев и транссексуалов, за прошедшие годы очень многое изменилось в лучшую для них сторону. По крайней мере в Испании, где теперь родители могут сопровождать своих детей на пути к изменению пола, например. Сегодня транссексуал может стать министром, а раньше его могло ждать только безрадостное будущее, в котором он мог бы заниматься проституцией, быть наркодилером или в лучшем случае стать певцом/певицей в кабаре.

У вас самая интересная профессия. Вы снимаете больше 35 лет и сделали 19 фильмов. Никогда не ставили себе планку: остановлюсь в таком-то возрасте? Или после 20-го, например, фильма?

– Это очень трудный момент в жизни каждого человека, и не только кинорижессера, расстаться с работой и выйти на пенсию. С уважением отношусь ко всем режиссерам, которые продолжали работу до самого конца, даже если их последние работы не приносили ничего нового. Очевидно, что и в этом вопросе есть исключения. Надеюсь попасть в эту категорию. В моей голове стоит картинка: Джон Хьюстон в своем инвалидном кресле, с кислородной маской, снимающий свой последний шедевр «Дублинцы». Этот фильм, на мой взгляд, является одним из редких примеров, когда кино смогло подняться на уровень великой литературы. Джон Хьюстон с горящим взглядом на своих последних съемках – я хотел бы быть таким. Но не раньше 80 лет!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
591
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
427
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
522
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
541

Другие новости