Если бы Пушкин встретился с Лермонтовым. Фото предоставлено пресс-службой продюсерской компании
На прошлой неделе страна отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Отмечала довольно скромно, несмотря на обычно большую любовь к подобным празднованиям со стороны государства. Одним из событий в череде юбилейных мероприятий стала премьера фильма «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ» от независимой кинокомпании Brave Rabbit. Фильм был снят без какой-либо финансовой поддержки от Министерства культуры, Фонда кино и прочих государственных институций, а исключительно по частной инициативе режиссера и автора сценария Дениса Банникова и продюсеров Жанны Воробьевой и Аркадия Яценко. Только этот частный порыв, впрочем, и можно оценить в данном проекте, напоминающем скорее самодеятельность среднего уровня, нежели полноценное историческое кино.
От истории здесь, правда, не осталось ничего. «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ» – мистификация, в основе которой лежит предположение авторов картины о том, как бы развивались события, не будь Пушкин убит на дуэли. Действие фильма происходит в 1857 году, при этом события развиваются абсолютно безумно: цензор Александр Бенкендорф «пробивает» у императора Николая I идею заказать написание истории государства Российского у двух великих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Оба переживают не лучшие моменты своей жизни: Пушкин (Александр Карпов) превратился в нервного, раздираемого ревностью мужа, топящего свое горе и творческий кризис в алкоголе. Лермонтов (Геннадий Яковлев) на экране – почти обезумевший игрок с посттравматическим синдромом, оставленным Крымской войной. Но оба они по-прежнему лучшие поэты эпохи, уважаемые государством. На втором плане у Пушкина и Лермонтова – тоже не совсем вменяемый Александр Сергеевич Грибоедов, работающий над второй частью «Горя от ума», Наталья Гончарова, периодически скорбящая на могиле Дантеса, и какой-то слишком адекватный для всего этого окружения Николай Мартынов. Все эти герои разыграны в фильме жирно и экспрессивно: актеры хоть и странно чувствуют себя в исторических декорациях и костюмах, но, что заметно, с удовольствием «разыгрывают» из себя великих поэтов эпохи. И никого не смущает, что получается это достаточно плохо. Операторская работа и сценарий лишь усугубляют эту ситуацию.
Фильм снимался в Москве и в Крыму, когда он еще был частью Украины. И отголоски Крымской войны разбросаны по всей картине, так же как и пространные философские высказывания на тему отечественной истории и взаимоотношений России и мира. «Сделать фильм о России, где она представлена ужасной страной, очень заманчиво. На это тут же выделят бюджет, это отметят призами – как в просвещенной Европе, так и у нас… Но мы поступили иначе. Нам важно именно сейчас показать Россию и живущих здесь людей – пусть ошибающимися, мятущимися, но правыми в своем желании справедливости и мировой гармонии», – говорит режиссер Денис Банников. Но о качестве любых киновысказываний тоже неплохо было бы подумать, особенно если это касается истории и отдельных ее личностей.