Леонид Федоров, бессменный лидер «АукцЫона», теперь – и на киноэкране. Кадр из фильма
Документальные фильмы в российских кинотеатрах можно увидеть нечасто, а если они и появляются, то количество их сеансов сведено к минимуму. Режиссеру Дмитрию Лавриненко удалось не только закончить свой семилетний труд, но и довести его до широкого зрителя. Картину «Еще» о группе «АукцЫон» можно посмотреть в 15 городах России, а в Москве ее показывают на нескольких крупных площадках.
К документальному кино интерес в последние годы очевидно растет, и дело не только в появлении в Москве «профильной» площадки – внутри Музея Москвы на Зубовском бульваре – и растущем предложении, которое, как известно, во многом определяет спрос. Вышедшие за последние годы на наши экраны документальные фильмы о буднях футбола, о работе нью-йоркских магазинов высокой моды, фильм Мартина Скорсезе о Харрисоне – все это, очевидно, подготовило почву для появления и доброжелательного приема фильма о буднях нашей культовой группы «АукцЫон».
Фильм этот, наверное, в первую очередь для тех, кто любит и ценит песни «АукцЫона». Для знакомства с группой он тоже подойдет, но смотреться будет уже труднее. Режиссер не стал пересказывать 35-летнюю историю группы, которую желающий найдет сам, – режиссеру интереснее труд музыкантов. Фильм Лавриненко похож на набор зарисовок. Вот – кухонные посиделки с самой простой домашней едой, рыбалка, поездка на дачу. Звукозаписывающая студия со старыми гитарами и водопроводными трубами вместо духовых инструментов – здесь рождается альбом «Юла». Трубы, конечно, разовая шутка, необходимая для звуковых эффектов, но в кадре они смотрятся очень колоритно. Зрители знакомятся с детьми, женами, друзьями «аукцыонистов». И вот уже люди со сцены, полубоги для своих фанатов, становятся ближе и понятнее. На экране появляется уютный мир, в котором участники группы существуют не один год.
Камера путешествует с «АукцЫоном» по их концертам, заглядывает на юбилей Олега Гаркуши. И не просто на юбилей, а на дружескую пьянку в честь 50-летия одного из самых эпатажных рок-музыкантов России. Дмитрий Лавриненко сочетает профессиональные съемки с имитацией домашнего видео, куски клипов с психоделической анимацией, вводит в фильм абсолютно посторонних персонажей и очень часто работает с контрастными планами. Манера съемки и монтажа попадает в ритм закадровых песен – разных, философских, необычных. Да, кстати, для любителей поностальгировать Лавриненко включил в фильм и хронику первых концертов «АукцЫона».
Время в картине, как и в жизни, бежит неумолимо: 2007 год, 2008-й, 2009-й… Но автор постоянно подчеркивает одну простую мысль: несмотря на стремительный полет лет, одно остается неизменным – музыка «АукцЫона» по-прежнему та, которая нравится самим музыкантам, многолетнее существование на эстраде не заставило их подстроиться под фанатов, не заставило полюбить большие концертные арены взамен маленьких и уютных клубов вроде «Дома» на Новокузнецкой. Да и сами «аукционисты» изменились только внешне, поседели, отяжелели, но остались прежними хулиганами, каждый раз ловящими кайф от своей работы. За час с лишним, что длится фильм, зрители – среди которых, конечно, заметно выделяются давние поклонники группы – не раз подпевают песням, которые поют по ту сторону экрана, а поскольку показы проходят в небольших залах, то они в это время начинают напоминать те самые клубные концерты группы.