Дружба со школьниками обернется для учительницы катастрофой. Кадр из фильма «Урок»
Завтра вечером завершит работу XXIII открытый фестиваль «Киношок» – единственный на территории России смотр, где представлено кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Сейчас «Киношок» переживает не самые лучшие времена. Финансирования не хватает, организаторы смотра из последних сил пытаются поддерживать уровень фестиваля, но не всегда это удается.
В этом году «Киношок» сменил место дислокации: из принимающего гостей на протяжении долгих лет пансионата «Фея» под Анапой переехал в центр города, занял несколько гостиниц и кинозалов, но конструктивных изменений в лучшую сторону не случилось. Поначалу то и дело возникали технические проблемы: некоторые фильмы не шли, Интернет не работал; к тому же обычно солнечная сентябрьская Анапа встретила гостей «Киношока» небывалым холодом, порывистым ветром и штормом (впрочем, метеоусловия организаторы изменить не могли). Да и гостей на фестивале в этом году было значительно меньше, чем в прежние времена. В основном приехали члены съемочных групп конкурсных картин, да и то не всех: украинских режиссеров и актеров в этом году не было, как и главы украинского союза кинематографистов Сергея Тримбача, в прошлом частого гостя «Киношока».
Именно с украинской кинематографии и началась конкурсная программа фестиваля. Уже получивший мировое признание фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого (главный приз «Недели критики» Каннского кинофестиваля) открывал конкурс и вызвал у зрителей «Киношока» противоречивые чувства. В 2012 году короткометражка Слабошпицкого «Ядерные отходы» здесь, в Анапе, стала призером конкурса «Границы шока», и именно тогда многие российские критики заинтересовались талантом молодого кинематографиста.
«Племя» рассказывает о специнтернате для глухонемых, куда попадает главный герой – молодой человек по имени Сергей. Он пытается найти свое место в школьной криминальной группировке и попутно влюбляется в одну из местных девушек. История первой любви на фоне жестких разборок не может закончиться ничем, кроме трагедии.
Фильм шокировал некоторых зрителей: многие уходили с сеанса, не выдерживая гиперреализма картины. «Племя», без сомнения, стал самым радикальным фильмом нынешнего «Киношока», но вряд ли жюри (сценарист Арутюн Хачатрян, режиссер Владимир Фокин, публицист Алла Боссарт, оператор Ломер Ахвледиани, актриса Ольга Лапшина и фотохудожник Екатерина Рождественская) оценит это режиссерское высказывание.
Остальные фильмы конкурсной программы более сдержанны. Еще один украинский участник – фильм «Братья. Последняя исповедь» Виктории Трофименко успел получить награду Московского кинофестиваля и теперь претендует на призы «Киношока». Картина сделана в традициях украинского поэтического кино, рассказывает она о двух братьях, на протяжении всей жизни испытывающих сильную ненависть друг к другу. Каждый из них старается пережить другого, движимый чувством мести за какие-то старые обиды.
И в этом смысле картина Трофименко рифмуется еще с одним участником конкурса – лентой азербайджанского режиссера Октая Мир-Касыма «Умереть отмщенным. Письма из прошлого». Старик Гюнтер отправляет своего внука из Германии в Азербайджан, чтобы тот отомстил человеку, предавшему родину и друзей. Эта трогательная и поучительная история, к сожалению, не совсем получилась: слишком много драматургических провалов, а актерские работы не могут их замаскировать.
Проблемы с драматургией в этом году особенно чувствовались и в фильмах прибалтийских стран. Почти все они скорее напоминали телевизионное кино, нежели полноценные кинематографические работы. Фильм эстонца Ильмара Раага «Я не вернусь» о том, как успешная аспирантка погружается в мир подростков-беспризорников, превращается в слезливую мелодраму с невнятным финалом. Такое же ощущение остается и от фильма «Урок» латышского режиссера Андриса Гауя. «Урок» можно назвать женской версией картины «Географ глобус пропил». Молодая учительница русского языка пытается найти общий язык со старшеклассниками: ходит с ними в походы, устраивает вечеринки у себя дома и становится для многих старшей подругой. Но внезапно зародившиеся романтические отношения с одним из учеников полностью перечеркивают не только дружбу с классом, но и вообще всю прежнюю жизнь. Сыгравшая главную героиню актриса Инга Алсина-Ласмане имеет хороший шанс получить на «Киношоке» приз за лучшую женскую роль.
Исполнителя лучшей мужской роли найти сложнее. Претендовать на эту награду может эстонский актер Лаури Лэгл. В фильме Вейко Ыунпуу «Free range. Баллада об одобрении мира» он сыграл молодого писателя Фреда, стоящего на пороге новой жизни и принятия сложных решений. Другим претендентом может стать армянский актер Нарек Нерсисян за роль выигравшего грин-карту актера Оскара (в фильме «Романтики» Арега Азатяна и Шогин Тадевосян). Довольно интересная работа и у узбекского актера Мухуммадисо Абдульхаирова в картине «Колодец» Мансура Васати. Абдульхаиров сыграл скромного «маленького человека» по прозвищу Лаллай. Тот всю жизнь рыл колодцы для домов обеспеченных людей и, казалось бы, должен был заработать неплохие деньги и связи. Но когда в дом к Лаллаю приходит беда, мало кто может ему помочь, а Лаллай слишком мягок и нерешителен для того, чтобы попросить помощь. Фильм Васати, конечно, заслуживает внимания, но режиссеру, как и Лаллаю, не хватило смелости, чтобы более ярко показать слом характера своего героя и его окружения.
На фоне перечисленных картин «Испытание» Александра Котта (лауреат «Кинотавра» и премии кинокритиков «Слон») выглядит совершенным. В фильме нет ничего лишнего, недоработанного, история эта проста, красива и лаконична. «Испытание» – явный претендент на победу.
Гостям и участникам фестиваля предстоит увидеть последнюю картину конкурсной программы «Кукурузный остров» грузинского режиссера Георгия Овашвили, успевшую завоевать Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах. Как и фильм Котта, «Кукурузный остров» – драма о жизни обычных людей, волею судеб ставших свидетелями глобального политического конфликта.
Анапа