«Братья Ч» - дебютный фильм Михаила Угарова, режиссера и художественного руководителя «Театра. DOC», вошел в конкурсную программу фестиваля «Амурская осень». Итог – Егор Корешков, сыгравший Антона Чехова, получил награду за лучшую мужскую роль. А до того картина была показана на «Московской премьере» и других крупных российских киносмотрах. Фестивальное будущее фильма обещает быть интересным, а вот с прокатом пока ничего не ясно, поскольку фильм явно не возьмут в коммерческие кинотеатры, а для арт-хауса картина – возможно, слишком «проста». Между тем, на единственном до сих пор показе в Москве был переаншлаг.
Ни режиссер Михаил Угаров, ни сценарист Елена Гремина не ставили себе задачи снять автобиографию Антона Павловича Чехова. И пусть все диалоги здесь почти документальны, у авторов, в итоге, получилась классическая семейная драма. За 90 минут экранного времени Угаров и Гремина сумели рассказать о взаимоотношениях большого и не слишком благополучного семейства Чеховых. О количестве родни Антона Павловича даже неподготовленный зритель может судить по закадровым персонажам. Братья Ч. - это не только Антон, Александр и Николай, но и младший Михаил, и сестра Маша и многие другие. Все они окружают Чехова, несмотря на свою физическую отдаленность: просят денег, диктуют, как жить, наставляют на творческом пути. А сам гений находится в середине мещанского болота и очень боится быть затянутым туда окончательно. Отношения между героями в картине утрированы, сюжет балансирует на грани документальности и вымысла, построен на реальных чеховских письмах и дневниках и его же произведениях. Последние в фильме считываются очень легко, но авторы не играют со зрителем в игру «угадай рассказ», а аккуратно напоминают своей аудитории о наиболее известных вещах писателя.
При множестве потенциальных героев и событий, создатели картины выбрали лишь один день из жизни двадцатишестилетнего Чехова, его братьев и отца. Экспериментатор Угаров здесь сосредоточился на классическом единстве места и времени. Получилось очень по-чеховски: все важные события остаются за кадром, а внимание авторов и зрителей концентрируется не на действиях героев, а на их психологическом состоянии. Отсюда и крупные планы, и дрожащая камера, и ровные диалоги, обрывающиеся нервными тирадами. Оператор Алишер Хамидходжаев много снимал с плеча, его камера находила героев в нужный момент, фиксируя их эмоции и характеры. Для авторов было важно показать настоящие человеческие отношения без оглядки на XIXвек, и эта задача и оператором и актерами выполнена блестяще.
Вполне узнаваемым, не пародийным, оказался сам Чехов в исполнении Егора Корешкова. На грани нервного срыва сработал Артем Григорьев, сыгравший Александр Чехова. А вот Николай в исполнении Алексанра Молочникова кажется слишком уж юным и доверчивым по сравнению со своим прототипом, эдакий талантливый Иванушка-дурачок с трагической судьбой. Впрочем, здесь создатели картины могли быть недалеки от истины: реальный Николай Чехов до последних дней верил, что у него тиф, а не чахотка, в этом его когда-то убедил младший брат Антон. Интересным получился и женский дуэт двух очень разных актрис – Александры Ребенок (Наташа) и Яны Иртеньевой (Дуня). Их сюжетное соперничество в фильме превратилось в борьбу двух темпераментов.
Еще одним полноценным персонажем в фильме стала природа. Угаров снимал свою картину в усадьбе Никольское-Вяземское на границе Тульской и Орловской областей, место это выбрано не случайно. Во-первых, вся обстановка Никольского – Вяземского отсылает зрителя к чеховским усадьбам, где жизнь почти замерла, а во-вторых, история места и его окрестностей очень тесно связана с историей русской литературы. Усадьба была родовым имением графов Толстых, совсем недалеко отсюда расположилась толстовская же Ясная поляна, а также Спасское-Лутовиново - именье Тургенева, и Мелихово, когда-то купленное самим Чеховым. Почти все действие «Братьев Ч» происходит на пленере, и ожившие благодаря камере Хамидходжаева левитановские пейзажи активно, даже агрессивно вмешивается в повествование, перебивая внимание зрителей, отрывая их от основного сюжета. Кстати, Левитан, друживший и с Николаем, и с Антоном Чеховыми – еще один закадровый персонаж этого фильма, о котором неоднократно вспоминают сами братья.
Пейзажные съемки дополняет и звуковой ряд, вместо музыки в картине использовалась мелодия народных свирелей, вырезанных тут же, недалеко от Никольского-Вяземского. Все вместе: звук, изображение и контрастирующие с ними герои составляют общую мозаику «Братьев Ч», вместившую в себя и контекст эпохи, и бытовые конфликты.