При встрече с преступниками героиня хладнокровия не теряет. Кадр из фильма
После череды сказочных приключений «Артура и минипутов», политической мелодрамы «Леди» и гангстерской комедии «Малавита» знаменитый француз Люк Бессон наконец-то вернулся к своему излюбленному жанру – сказанию о суперженщине. Новой музой режиссера стала американка Скарлетт Йоханссон, героиню которой Бессон наделил не только силой, жестокостью и независимостью, но и недюжинными интеллектуальными способностями.
Люк Бессон сам приехал в Москву представить свою новую работу и рассказал журналистам о том, что его всегда интересовали сильные женщины. «Женщины правят миром. Работая над очередным фильмом, я просто пытаюсь придумывать хороших персонажей. И очень редко для женщин пишутся хорошие персонажи, мне всегда хотелось исправить это. В 80-х почти все фильмы были о мужчинах, а для женщин интересных героинь практически не писалось, и я всегда старался это исправить», – рассказал режиссер.
Конечно, если раньше появление на экране Никиты из одноименного фильма или Лилу из знаменитого «Пятого элемента» еще могло удивить зрителей, то сегодняшняя Люси уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Особенно когда играет ее Скарлетт Йоханссон, уже появлявшаяся в образе «Черной вдовы» в комиксах про «Мстителей» или совсем недавно представшая зрителям в обличье роковой брюнетки из фильма-перформанса Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре».
Беспечная студентка-блондинка Люси–Йоханссон после очередного загула в тайваньских клубах оказывается вовлечена в преступную схему транспортировки наркотиков. Наркобарон Джан (Чхве Мин Сик) выбирает ее для перевозки в Европу нового синтетического порошка небесно-голубого цвета, который, по ожиданиям Джана, сильно порадует европейскую молодежную тусовку и принесет прибыль. По дороге в аэропорт Люси оказывается у неизвестных преступников, от удара в живот пакет с порошком, зашитый в брюшную полость Люси, прорывается, и небесно-голубой наркотик смешивается с кровью девушки. Казалось бы, она должна сразу умереть от передозировки, но наркотик дает Люси «чудесную» способность – теперь она может контролировать использование своего головного мозга. По исследованиям ученых, человек задействует свой мозг в лучшем случае на 10%, Люси же, как выясняется, может использовать свое серое вещество на все 100.
Каждый десяток процентов добавляет героине новые возможности: сначала она может контролировать только себя, свои эмоции и силу, затем – подчинять сознание других, когда мозг работает уже более чем наполовину, и вовсе происходят чудеса: героиня Йоханссон подчиняет себе материю, а затем и время, самую сложную и всеобъемлющую, как считает Бессон, категорию существования жизни во Вселенной. Погружение в новые пространственно-временные континуумы происходит в фильме Бессона достаточно хаотично: Люси то со слезами на глазах рассказывает по телефону своей матери о том, что помнит вкус грудного молока, то уже наблюдает за динозаврами, участвует в процессе мироздания в качестве прародительницы современного человека и познает смысл жизни.
Глобальные размышления о сверхприроде человеческого существования в последнее время стали крайне популярной у кинематографистов темой. Бессону в своих размышлениях, судя по изобразительному ряду «Люси», хочется дотянуться до каннского лауреата Терренса Малика с его «Древом жизни» или хотя бы до Терри Гиллиама, чья «Теорема Зеро» совсем недавно была в российском прокате. Но до этих высот Бессон, увы, недотягивает, заставляя сравнивать свою «Люси» разве что с выходившими несколько недель назад очень средними по качеству фильмами «Превосходство» от монтажера Кристофера Ноллана – Уолли Пфистера и «Посвященный» от режиссера «Щепки» Филлипа Нойса.
Парадоксальный по своей очевидности актерский состав также не сильно исправляет ситуацию. На роль ученого, исследующего возможности использования человеческого мозга, Бессон выбирает незаменимого Моргана Фримана, у которого уже были десятки подобных экранных воплощений. Основной актерской удачей в «Люси» можно считать разве что прославленного корейца Чхве Мин Сика, для которого участие в фильме Бессона стало первым большим международным проектом.
Бойкий монтаж «Люси», конечно, не позволит заскучать в кино среднестатистическому зрителю, но вряд ли заставит включить воображение и использовать свой мозг больше, чем на положенные 10%. Хотя, если верить Бессону, это и к лучшему.