В Венеции, как обычно, готовятся... Фото Reuters
Завтра вечером стартует 71-й Венецианский кинофестиваль. Смотр-долгожитель демонстрирует удивительно трогательный трепет к искусству кино – в противовес другим фестивалям-монстрам, где бизнес и соображения политической конъюнктуры заняли основные позиции. В нынешнем венецианском конкурсе участвует российский фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. А в конкурсе «Венецианская классика» – фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
Секция «Венецианская классика» появилась на фестивале в 2012 году. Изначально кинофильмы, которые принимали участие в этом конкурсе, не оценивались, изменить регламент организаторы кинофестиваля решили в 2013-м. Для этого создали специальное жюри, в состав которого вошли студенты итальянских киношкол. Тогда же в программе был показан отреставрированный и оцифрованный фильм «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа-старшего. Показан, но не награжден. В этом году картина Данелии – одна из самых любимых в нашей стране – вступит в соревнование с проверенными временем фильмами Романа Полански, Франсуа Трюффо, Марко Беллоккьо, Робера Брессона, Энтони Манна, Джулиано Монтальдо.
А фильм Кончаловского, представляющий Россию в главном конкурсе, будет показан в предпоследний день работы фестиваля на удобном вечернем показе – что, по мнению специалистов фестивального дела, говорит о чрезвычайно высоких ставках. Действительно, расположение конкурсных фильмов в программе – хитроумная драматургия, в которой зоркие и опытные журналисты заранее могут вычислить предпочтения отборщиков.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», если верить аннотации, почти документально отображает быт далекой российской деревни, связь которой с миром осуществляет только почтальон Тряпицын. Примечательно, что реальный Тряпицын сыграл в фильме сам себя, равно как и другие настоящие сельчане. В 1967-м Кончаловский снял фильм «История Аси Клячиной, которая любила да вышла замуж», где вот так же были задействованы простые колхозники и всего несколько ролей сыграли профессиональные актеры. В новом фильме тоже есть одна профессиональная исполнительница, известная больше театралам, и то тем, которые следят за российским, а не только московским театральным процессом. Это звезда екатеринбургского «Коляда-театра» Ирина Ермолова – актриса яркая, способная обернуться и Мариной Мнишек в «Борисе Годунове», и Гертрудой в «Гамлете», и чокнутой провинциальной девахой в спектакле по новой пьесе самого Коляды «Большая советская энциклопедия». Радостно, что поиски актеров на роли в кино хоть иногда простираются за пределы Москвы и Петербурга.
С кем же предстоит соревноваться Андрею Кончаловскому? Конкурс 71-го Венецианского фестиваля не сплошь из звездных режиссерских имен состоит. Но все-таки в программе есть фильмы Абеля Феррары (версия того, как прожил последние сутки своей жизни знаменитый скандальный режиссер Пьер Паоло Пазолини; в главной роли – Уиллем Дефо), документалиста Джошуа Оппенгеймера (продолжение его прошлогоднего фильма «Акт убийства», показанного едва ли не на всех фестивалях мира, номинированного на «Оскар»), Роя Андерссона и Дэвида Гордона Грина, Фатиха Акина.
Вне конкурса покажут в Венеции новые фильмы Ульриха Зайдля («В подвале»), Ким Ки Дука («Один на один»), Лорана Канте («Возвращение в Итаку»), Джеймса Франко-режиссера («Шум и ярость», экранизацию знаменитого романа Фолкнера), патриарха американского кино Питера Богдановича («Без любви виноватый»). Кажется, жизнь за пределами конкурса будет поинтересней. Говорит ли это о некотором снижении престижа фестиваля на Лидо? Многие склонны отвечать на такие вопросы утвердительно. Но тот факт, что мегазвезды мировой режиссуры все же устраивают премьеры своих картин (пусть и выводя их за скобки соревнования) именно в Венеции, не может не свидетельствовать об уважении к старейшему киносмотру.