0
16870
Газета Кино Интернет-версия

26.08.2014 00:01:00

Рекомендовано к просмотру в России

Тэги: минкультуры, кино, зарубежные фильмы, список


В понедельник на портале «Культура.рф» в разделе «Кино» – «Классика зарубежного кино» был размещен список из 100 зарубежных картин, рекомендуемых к просмотру Министерством культуры. В него вошла классика – от немых лент до современных блокбастеров. Странно, но Минкульт, который тщательно проверяет кино на соответствие социально-психологической норме и патриотизму, пропагандирует фильмы, явно не отвечающие этим критериям.

35 из перечисленных в списке картин размещены с возможностью онлайн-просмотра – это фильмы, ставшие общественным достоянием на территории России в соответствии с действующим законодательством, и доступ к ним не ограничен. К остальным 65 фильмам предоставлены ссылки, ведущие к ресурсам с возможностью коммерческого просмотра. 

«Минкультуры России рекомендует данные произведения к просмотру любым легальным способом, – настаивают авторы разосланного документа, – путем приобретения лицензионных записей, посещения кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров».

В самом списке, наборе картин, в общем-то, нет ничего неожиданного. Это действительно классика – от немых лент Чарли Чаплина до «Титаника» Джеймса Кэмерона. Орсон Уэллс, Федерико Феллини, Куросава, Коппола. Шедевры этих и других фигурирующих в списке мастеров присутствуют в учебном курсе любой приличной киношколы мира, как Гомер, Шекспир и Сервантес – в списке для чтения любого гуманитарного университета. Вопрос, собственно, в том, зачем этот список нужен. Кто адресат? Что это вообще за странное направление работы министерства – составлять списки фильмов (книг, спектаклей, артобъектов), «рекомендуемых к просмотру»? Киношколы работают по своим учебным планам, а непрофессиональный зритель руководствуется скорее советами авторитетных в его глазах специалистов – критиков, историков кино, да, наконец, модных блогеров.

Министерство культуры в его нынешнем качестве демонстрирует некомпетентность в понимании специфики кинопроцесса. Примеров тому достаточно. И первый в их ряду – создание непрофильных экспертных советов, которые уполномочены оценивать проекты будущих произведений искусства на предмет их соответствия исторической правде, социально-психологической норме и, конечно, патриотичности. Министерство рекомендует к просмотру «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы? Как странно… Антимилитаристское кино, камня на камне не оставляющее на политике захвата чужих территорий. «Восемь с половиной» – помилуйте, да что сказали бы министерские психологи, если б им на стол положили сценарий Феллини? Это же очевидное любование внутренним миром шизофреника! Главный герой отрывается от земли и парит в небесах, а постоянные его видения – духи, фрики, фантомы прошлого… О моральном его облике вообще лучше не говорить. Изменяет жене, шарахается от женщины к женщине, тунеядствует, лелеет свою хандру. Разве такой герой нужен нашему зрителю?

Напомним, что на этом самом портале культурного наследия «Культура.рф» в разделе «Кино» уже размещены несколько блоков фильмов: 145 «отечественных художественных», 284 «документальных», 100 «детских и анимационных», 100 «фильмов для школьников» (мы взяли в кавычки определения, так как они не совсем корректны: распространенная ошибка – употребление термина «художественный» в отношении игрового фильма; «детские и анимационные» – это сочетание говорит о другом, увы, популярном заблуждении, при котором анимация воспринимается как кино исключительно для детей). «Классика зарубежного кино» пополнила странную коллекцию портала «Культура.рф». Идея портала зародилась еще в Минкульте, возглавлявшемся прежним министром, и тогда же началась разработка мощного информационного и архивного ресурса. Однако при нынешнем руководстве культурного ведомства «Культура.рф» стала просто очередным проводником политики министерства и, конечно, больше архивом, чем живым СМИ. Планомерное создание списков «рекомендованного к» это подтверждает. И информационные партнеры у «Культуры.рф» идеологически выверенные: «Литературная газета», газета «Культура», «Молодежный центр Союза кинематографистов РФ», «Культурная Олимпиада Сочи-2014».

На этом, однако, вчерашние киноновости не были исчерпаны. Очередной сенатор в очередной раз озаботился вопросами культуры: член комитета по культуре Совета Федерации Бату Хасиков выступил с предложением ограничить доступ на экраны фильмов, в которых искажается образ России и русской культуры. «К отечественному кинопрокату должны быть особые требования, – заметил он, в частности, – и необходимо ограничить доступ на большие экраны тех зарубежных картин, в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется все, что связано с Россией, с отечественной культурой». При этом сенатор ничего не имеет «против тех зарубежных фильмов, в которых на примере подвигов героев из других стран пропагандируются истинные общечеловеческие ценности». «Но если в основе картины лежит не имеющий ничего общего с реальностью сюжет, в котором по прихоти сценариста и режиссера русские представляются угрозой для человечества, то такие фильмы вряд ли достойны получения прокатного удостоверения и возможности распространения на территории нашей страны», – считает Хасиков.

Впрочем, вопросы у сенатора, и серьезные, есть и к отечественному кино, поскольку в наш прокат поступают в большинстве своем фильмы, герои которых никак не тянут на достойные примеры для подражания: «В последнее время среди картин из России на слуху лишь комедии, сюжетная линия которых ассоциируется с одним словом – абсурд, притом что у российских сценаристов и режиссеров есть очень интересные и достойные наработки». Если же связать эту новость с первой, то в первой сотне зарубежной киноклассики, увы, нам так и не удалось отыскать хороших русских, зато чуть ли не единственный «русский след» обнаруживается в фильме Акиры Куросавы «Идиот», снятом по одноименному роману Достоевского. Среди героев этого романа положительных, как известно, немного, и при желании можно было бы обнаружить в этой истории все необходимое, чтобы демонизировать и опошлить все, что связано с Россией. Однако мудрый Куросава, точно предполагая возможное недовольство сенатора Хасикова, перенес и героев, и место действия в Японию. Так что претензий удалось избежать, во всяком случае к этой ленте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
725
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
469
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
301
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
429

Другие новости