Не возвращайтесь туда, откуда давно уехали. Одно расстройство. Кадр из фильма «9 дней и одно утро»
В конкурсной программе нынешнего фестиваля «Окно в Европу» фильмы самые разные: одни вызывают большие вопросы у критиков, но восторги у публики, другие заставляют критиков восхищаться, а зал – плакать. Объединяет конкурсные картины, пожалуй, одно: в основном все они – и смешные и грустные – о том, чем сегодня живет человек.
Практически переаншлаг случился на показе фильма Александра Стриженова «Дедушка твоей мечты». Большой вопрос вызывает уместность присутствия данной картины в конкурсе фестиваля, который все-таки ориентирован на кино, а не на поделки в духе капустника. Впрочем, в то самое время, когда эстеты-кинокритики выскакивали из зала с перекошенными лицами, добрые выборгские зрители от души смеялись. История о том, как в одной отдельно взятой семье откуда-то взялся чудаковатый дедушка (в этой роли Леонид Якубович в гриме а-ля Лев Толстой) и все в жизни этих людей невероятным образом изменилось, пришлась по душе публике, взращенной на шутках из телепрограммы «Кривое зеркало».
Другую семейную историю поведала в своей картине «Берцы» режиссер Катя Шагалова. Это тоже комедия, но скорее черная. Главный герой Сергей (Тимофей Каратаев) живет вместе со своими полусумасшедшими родственниками – мамой (Татьяна Лютаева), ее мужем (Алексей Барабаш) и сестрой (Мария Антонова). Парень работает тележурналистом, его выгоняют с работы за острый репортаж, и тут-то и начинаются его сказочные приключения. Друг дарит ему армейские ботинки – берцы – с напутствием: «Говоришь им: «Ведите куда надо», они и приведут». Сергея берцы привели к встрече с Ириной (Ксения Лаврова-Глинка), женщиной старше него на 12 лет. С ней у парня начинается головокружительный роман (эротические сцены Шагаловой действительно удались). Она прекрасно вписывается в эту безумную семью, и, казалось бы, жизнь налаживается, но все же безумие берет верх и хеппи-энда не случается. Надо сказать, Шагалова весьма мастерски выстраивает свою историю, ее юмор хлесток и беспощаден. Отдельного «браво» заслуживают восхитительные актерские работы, особенно искрометный дуэт Татьяны Лютаевой и Алексея Барабаша.
В строгой черно-белой эстетике снята драма Арсения Гончукова «Сын». Вот тут уж совсем не до смеха. Герой фильма Андрей живет с матерью, больной шизофренией. Отец их давно бросил, сестра уехала и тоже совсем не интересуется родственниками. Вся жизнь молодого человека сосредоточена на том, чтобы вылечить больную мать. Он торгует наркотиками, надеясь на накопленные деньги отвезти ее на лечение в Германию. Накануне отъезда мать умирает, смысл жизни для Андрея теряется напрочь, и он отправляется в свое последнее путешествие для того, чтобы посмотреть в глаза людям, бывшим когда-то его родными. Бросает упреки в лицо сестре, встречается с отцом и сначала врет ему с три короба, рассказывая как у них с матерью все хорошо, а затем ни с того ни с сего убивает его. Все эти поступки, безусловно, можно объяснить шоковым состоянием героя, убедить себя, что он переживает свое горе именно так. Но, честно говоря, все равно его мотивы кажутся сомнительными и нелогичность его поведения не извиняет даже то, что это все-таки в некоторой степени фильм-притча.
Героиня фильма Веры Сторожевой «9 дней и одно утро» бывшая детдомовка Анна приезжает в город своего детства. Когда-то давно ее удочерила супружеская пара из Франции, жизнь Анны сложилась на удивление хорошо, теперь она успешная фотомодель, разъезжает по миру в качестве представителя благотворительной организации. Однажды она навещает свой детский дом, и тут прошлое накрывает ее с головой. Бывшие соотечественники все время что-то от нее хотят: мэр мечтает, чтобы вверенный ему город стал побратимом какого-нибудь города во Франции. Воспитательница детдома надеется на то, что фотомодель тоже, в свою очередь, должна удочерить детдомовскую девочку. Внезапно обнаружившаяся сестра хочет любви, ну и заодно поносить дорогие сережки Анны. Сама же Анна холодна, бесстрастна, и создается впечатление, что больше всего на свете ей хочется как можно скорее убраться подальше от своей малой родины. И ее в принципе можно понять: показанные на экране, казалось бы, милые и славные русские люди вызывают скорее неприятные, чем умилительные и добрые чувства… Впрочем, и саму героиню вряд ли можно назвать обаятельной.
Зато море обаяния в героях фильма Ефима Грибова «Вкус Америки». Эта темная лошадка нынешнего выборгского конкурса оказалась приятной неожиданностью. Фильм-долгострой (работа над ним длилась семь лет), снятый по повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны», действительно… веселый! Семен Стругачев феерически сыграл главного героя – богемного художника Алика, любителя и любимца женщин, человека, который умеет по-настоящему красиво и вкусно жить и даже умереть способен талантливо. Как сказал один зритель, подойдя после сеанса к Семену Стругачеву: «После вашего фильма «Веселые похороны» хочется жить».
Выборг