0
6389
Газета Кино Интернет-версия

13.08.2014 12:35:00

Космос Ясной Поляны и рельеф эпохи

Борис Евсеев

Об авторе: Борис Евсеев - лауреат премии Правительства РФ в области культуры

Тэги: ясная поляна, толстой, гинцбург


ясная поляна, толстой, гинцбург Фото Льва Хамаза

В усадьбе Ясная Поляна в 93-й день рождения музея Л.Н Толстого 10 июня прошёл предпремьерный показ документального фильма «Запечатленный образ», или Лев Толстой и Илья Гинцбург: двойной портрет в интерьере эпохи».

Документальный фильм может многое. Документальный фильм, имеющий хорошую прозаическую основу – может почти всё. Двойной портрет писателя Толстого и скульптора Гинцбурга, необыкновенно точно вылепленный Константином Райкиным по контурам режиссёров Анны и Галины Евтушенко, превратился в осязаемый рельеф эпохи, не потеряв, при этом, мягкости человеческого тембра и полётности мысли.

Миг высказывания - важнейшая часть осуществлении замысла: искренность импровизации и прилюдное обновление традиций, тончайшими нитями диалога связывают зрителей и создателей фильма.

«Запечатленный образ» – и есть фильм-диалог. Диалог между Толстым и Гинцбургом, между временем и безвременьем, между кадром и голосом, культурой и анти-культурой.

Замысел, словно корабль, всегда приходит в оснастке жанра. Диалогическое слово, которое со времён Михаила Бахтина у нас в особой цене, и дало толчок для жанрового обновления: это двойной портрет, который содержит в данном случае уже не «параллельные», а «перекрёстные» жизнеописания! Такой «перекрёстный» портрет притянул к себе множество явлений и голосов, микро-новелл и историй, возникающих по ходу фильма. По сути, перед нами документальный кинороман, с перекличками, спорами, недоумениями, озарениями…

Тихий Вильно, середина 19 века, еврейская школа. Белокаменная ограда, мальчик с любопытными глазами и цепкими пальцами, вырезающими гвоздём из камня небольшие фигурки. Что его ждёт? Почтительные поклоны и зубрёжка? Схоластика и комментаторство? Ночные вздохи, скрываемые от матери, страстно желавший, чтобы сын занялся изучением талмуда?

Отступим ещё лет на двадцать. Граф Толстой – молод, и его, возможно, ожидает нечто вполне привычное: имперские вольности, офицерские кутежи с дуэлями, романы и романчики, а в конце – колючий блеск в глазах, и, рассечённая надвое, хорошо ухоженная бородка а ля великий князь Константин Романов.

Но всё происходит по-другому. И граф Толстой, и Элиас (позже – Илья Яковлевич) Гинцбург, каждый в своё время, сумели «вывернуть» из наезженной колеи, устремились к полной духовно-творческих приключений жизни.

В фильме творческие прорывы даны ненатужно. Вместо идеологических акцентов – цепочки фотографий и дневниковых строк, мысли писателя и проза скульптора, короткие ремарки сценаристов.

Однако постепенно из столкновения кадров и вязи слов проступает мысль: Россия страна неизбитых дорог и неизведанных возможностей. Скорей всего, только здесь всемирно известный писатель и скромный юноша могли перехлестнуться путями, стать необходимыми друг для друга.

Илья Гинцбург – первый скульптор, которому согласился позировать Лев Николаевич. Вообще же, Гинцбургом было создано около двадцати портретов великого писателя. И здесь не чувствуется «культурного принуждения» эпохи. А есть чувство людей конца Х1Х, ХХ и начала ХХ1 века: в Ясной Поляне происходит нечто живое, важнейшее!

Это и в самом деле так. Ясная Поляна – одна из главнейших точек на оси координат непресекающейся линии «русского космизма». Не все это знают. Но многие хорошо ощущают… Особенно остро- авторы фильма.

Илья Гинцбург часто приезжает в Ясную, где его любят и ценят. Толстой и Гинцбург переписываются и упоминают друг друга в дневниковых записях. Они говорят меж собой о Стасове и Крамском, Репине и Леониде Андрееве, про леса и воды, про сельские угодья и шум городов.

Топография фильма мало-помалу становится поэзией. Музыка, постоянно звучащая в фильме, оттеняет и подчёркивает различные психологические состояния героев. А кинотекст делается скульптурен.

Ощущение материальности текста, удалось перенести на экран. Как это получилось? Мне кажется, при помощи некоего «нового документализма».

Анна и Галина Евтушенко свой фильм «Запечатленный образ. Двойной портрет в интерьере эпохи», срежиссировали так, что он информирует, вроде ничуть об этом не заботясь. Мера информативности – есть мера новизны. Здесь примечательно то, что новизна в фильме есть, а вот угрюмых «стандартов» поиска этой самой новизны – нет! Нет и самой «похоти поисков», о чём упоминал Александр Блок. Но при этом есть нечто неотступно влекущее. Что? Думаю, правдиво-повествовательная, а по типу – экспрессивно-паузная интонация, а, кроме того, хроникальность, переходящая в летописность.

Новый документализм обязан быть «молодым». Чем «старый» кинотекст отличается от «молодого»? Тем, что молодые кинематографисты снимают молодое кино, а старые кинематографисты – старое? Совсем нет. Отличия другие: а) наличие несовпадений с нормой на один отрезок плёнки; б) постоянное возникновение в кадре новых и необычных культурных контекстов; в) разнообразие темпов повествования. Чередование скоростных и замедленных кино-мгновений, словно бы возвращает нас к истокам кино. При этом, проносящиеся картины не раздирают фильм, – кстати, умело снятый молодым кинооператором, выпускником ВГИКа (мастерская М.Аграновича) Ся Джень Каем, на части, - а делают ткань ленты плодотворно фрагментарной!

Юрий Тынянов, также занимавшийся и киноискусством, когда-то, написал: «Монументальные формы… разложились, и продукт этого разложения – фрагмент». Будущее качественного документального кино (как и качественной прозы) - в здоровой фрагментарности. Монтажные звенья, посредством которых «сцеплена» картина Анны и Галины Евтушенко – ценны сами по себе. Но при этом обладают главным качеством фрагмента: они не пытаются сказать всё! Пытаются путём «утяжеления» детали и острого фрагментирования, показать полноту действительности. А то и дело, возникающие по ходу фильма истории (о маленьком Толстом, услышавшем, как в бане голые величают друг друга «превосходительствами», и с той поры навек потерявшим почтение к генералам; о Шаляпине, кружащем в радостном возбуждении Гинцбурга) - сильно оживляют картину.

Пауза – важнейшая часть фрагмента. Когда голос Константина Райкина на миг замолкал, в паузах начинало звучать наше будущее. К середине ленты тремор возникающих фрагментов подсказал: фильм обращён не к истории – к современности. Страшные отзвуки кишиневского погрома, петербургский разгон демонстраций 1905 года, словно бы напомнили: а мы ведь, братцы, недалеко от тех времён ушли!

После событий – снова скульптура. Толстой сидит за круглым столиком и, поджав под себя ногу, пишет. Эта скульптура вроде далека от потрясений времени. Но время – не разброс слов, а список деталей! Объёмные, выламывающиеся из привычного ряда детали, крупней и выше обычных описаний. Иногда детали становятся символами времени. Концентрация деталей, сопутствующих толстовскому образу в этой скульптуре такова, что включила в себя и тихую Ясную, и гремучий Петербург, и колокольцы средне-русских полей…

Малая пластика Гинцбурга в кино выглядит не хуже, чем в музее, голос за кадром поворачивает скульптуру так и эдак, а когда голос уходит на второй план – детали как раз и проступают! В фильме они не составляют унылого и тупо просчитанного ряда: тут и дурацкий колпак, в котором Толстой – точь-в-точь юродивый, и натёртый студентами до блеска нос бронзового Дмитрия Менделеева, и слезы на газах Репина, и Лев Николаевич с велосипедом, и вопрощающе-молящий взгляд Гинцбурга уже советского периода.

Нельзя промолчать и про фото-жест. Подбор таких «жестов» выстраивает новый, находящийся за пределами плёнки, но сродственный ей ассоциативный ряд. Вот на фотографии, ломанные мужицкие плечи Толстого, чуть вздёрнутая голова, полуулыбка, влажные глаза. Это – 1905 год. Вот Гинцбург периода 30-х. Усталый и отстранённый взгляд пораненной птицы. Взгляд художника, созревшего в «толстовские» времена и не слишком понимающего кормление с рук времён советских.

«Мой щегол я голову закину,/ Поглядим на мир вдвоём,/ Зимний день колючий как мякина/ Так ли жёстк в зрачке твоём?»

Строки Осипа Мандельштама, написанные в декабре 1936 года, как нельзя лучше подходят и к работам Гинцбурга, связанным с Толстым, и к их совместным фотографиям.

Точно уловленный взгляд – ценней бумаг! А перекрестья взглядов – лучший способ передать мир, сделать его объёмным…

Лев Толстой когда-то записал в дневнике: «Переносишься в других. Хочется чувствовать через них». Фильм завершается зимней Ясной Поляной. Камера движется по комнатам, следуя за нынешним хозяином усадьбы, Владимиром Толстым. Через него мы лучше чувствуем, что было и что будет с усадьбой, с литературным и философским наследием Льва Николаевича…

И последнее. После этой, не заидеологизированной, не заказной ленты понимаешь: подлинное величие русской культуры – в прямом выходе в открытый космос деталей и мыслей, а также в отметании всех этих «анти», налипших на мозги и на пальцы: антирусизма, антисемитизма, анти-историзма и проч.

Настоящие творцы искусства не могут быть «анти»: они могут быть только «за». Такими были Лев Николаевич Толстой и Илья Яковлевич Гинцбург. Такими оказались Анна и Галина Евтушенко и весь коллектив, работавший над фильмом: они тоже за истинную культуру, за её непреходящие ценности. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1239
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3107
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2207
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1764

Другие новости