Царь зверей приветствует господина Депардье. Фото с официального сайта фестиваля
Показы на 22-м фестивале российского кино «Окно в Европу» предваряет пронзительная заставка – кадр из фильма «Летят журавли». Прекрасное лицо Вероники – Татьяны Самойловой, провожающей взглядом клин летящих журавлей. Что и говорить, планка задана высокая, но на вопрос, смогут ли ей соответствовать все 13 картин игрового конкурса, вряд ли можно дать утвердительный ответ. Первые дни фестиваля сюрпризов не принесли. Ну разве что Жерар Депардье приехал.
Самым, пожалуй, внятным фильмом конкурсной программы на данный момент можно назвать дебют выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров Эллы Омельченко «Пациенты». Это история о том, как молодая пара пытается решить свои семейные проблемы с посторонней помощью, и рассказана она иронично. Муж ходит к психоаналитику, а жена – к священнику. Врачеватели душ стараются помочь своему клиенту, каждый по-своему, и даже добиваются каких-то успехов. Между ними идет негласное соперничество, которое парадоксальным образом приводит к тому, что оба становятся нужнее друг другу, нежели своим пациентам: психоаналитик приходит в храм, а батюшка ложится на кушетку психоаналитика и рассказывает тому о своих проблемах и комплексах.
Слово «внятно» по отношению к фильму «Пациенты» было употреблено не случайно. Спасибо режиссеру хочется сказать уже за то, что ее на первый взгляд простая (но отнюдь не пустая) картина не оставляет ощущения недосказанности и хаоса, и выходишь после нее с ясной головой и полным пониманием того, что ты только что увидел. А вот перед просмотром фильма Сергея Карандашова «Дар», к примеру, зрителям впору выдавать либретто с кратким содержанием некоторых эпизодов. Ибо продираться сквозь буйную, густонаселенную и ветвистую режиссерскую фантазию становится утомительно через 15 минут после начала. Особенно если учесть, что фильм снят по детской повести писателя Александра Курляндского «Моя бабушка – ведьма» и изначально позиционировался как детский. Правда, теперь режиссер великодушно расширил аудиторию своего произведения, обозначив его как кино для зрителей от 6 до 80 лет, что ситуацию отнюдь не облегчило.
Триумфатор прошлогоднего Выборгского фестиваля актер Евгений Ткачук на сей раз предстал в трех ипостасях – как актер, сценарист и продюсер. В 2013-м Ткачук заставил говорить о себе в связи с фильмом Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь», где сыграл яркую роль и получил за это приз Выборгского фестиваля. В нынешнем конкурсе картина «Бесы», которую он сделал вместе с дебютантом Романом Шаляпиным. Взяв за основу эпизод из романа Ф. М. Достоевского, они перенесли события в наши дни и создали своеобразный театральный студенческий этюд, безусловно, любопытный в плане актерской игры, но представляющий интерес лишь как лабораторный опыт. Сам Ткачук сыграл в этих «Бесах» Верховенского (в недавнем сериале Владимира Хотиненко актер играл Шатова). Кстати, это не единственная современная интерпретация классики, представленная в конкурсе «Окно в Европу». Ближе к финалу фестиваля будет показан фильм «На дне»: режиссер Владимир Котт переселил в наши дни героев Горького.
На открытии кинофестиваля показали фильм Рената Давлетьярова «Пацаны», который должен стартовать в прокате осенью. Режиссер прилетел в Выборг на вертолете прямо со съемок нового фильма по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Приветы из славного кино нашего прошлого, похоже, становятся знаковой приметой кинематографа нынешнего времени. Фильм Давлетьярова снят по сценарию Юрия Короткова, который в 1998 году уже экранизировал Дмитрий Месхиев под названием «Американка». Зачем нужно было реанимировать эту историю еще раз, спустя всего 16 лет, не совсем понятно, но надо отдать должное режиссеру – фильм у него получился достаточно бойкий, зрительский.
Чего не скажешь о картине, которая открывала программу «Копродукция». Лента «Виктор», снятая совместными усилиями России и Франции, представляет собой пестрое нагромождение штампов, смешных банальностей и похожа скорее на пародию, хотя режиссер Филипп Мартинез и в мыслях не имел что-либо пародировать и над чем-либо смеяться. Такие фильмы о России были бы еще простительны в начале 90-х, сейчас же подобное кино кажется нелепостью. Но зато присутствие этой картины в программе фестиваля «Окно в Европу» позволило пригласить в Выборг исполнителя главной роли Жерара Депардье. Наш новоприобретенный соотечественник представил фильм на сцене выборгского кинотеатра, многократно признался в любви к президенту Путину и оставил отпечаток ладони на Аллее Звезд.
Выборг