Организаторы ещё в марте, сразу после Майдана и перемен на Украине приняли решение фестиваль в этом году в городе провести. Сделать его более деловым, чуть сократить программу, добавить специальную программу фильмов «Путь к свободе» про революционные и протестные движения, приведшие к политическим изменениям в тех странах, где они случались.
А дальше на Одессу обрушились трагические события 2 мая. И массовая гибель людей в самом центре города. Снова размышления и консультации с руководством города и региона. И очередное подтверждение курса на проведение фестиваля в намеченные на июль даты.
В связи с решением проводить фестиваль прозвучала критика: как можно устраивать праздник в дни, когда в стране идёт антитеррористическая операция, и каждый день приносит новые жертвы с обеих сторон конфликта? Этой критики добавилось и на следующий день после открытия — была красная дорожка и по ней шли, в общем-то, праздничные люди. За это на голову организаторов некоторые недремлющие граждане обрушились с новой порцией обвинений и критики. Всем критикующим со сцены Одесского академического театра музкомедии ответила кинорежиссёр Кира Муратова, которая в ходе церемонии закрытия получила почётного «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство: «Это не пир во время чумы. Таково свойство человеческой натуры: когда нет лекарства от чумы, нужно показать, что мы живы и можем радоваться». Сама церемония закрытия несла на себе знак новой беды, крушение малазийского лайнера в небе Украины: отменили пресловутую красную дорожку, праздничный приём и вечерние развлекательные мероприятия.
То, что жителям Одессы, в этом году кинофестиваль был нужен как никогда, становилось понятным в ходе любого разговора, что в такси, что со зрителями в просмотровых залах, что просто при разговоре с киоскершей, когда покупал газеты. С одной стороны фестиваль в городе стал своим и его уже ждали, а с другой, люди радовались этой эмоциональной форточке в буднях, полных сообщений о новых испытаниях и невзгодах, валящихся на Украину, как из рога изобилия. Правды ради надо заметить, что таксист всё-таки первым делом спросил, услышав мой московский говор: «Когда же вы нас оставите в покое?» А на мой удивлённый взгляд, пояснял: «Ну вы же из Москвы, из России». Хозяйка газетного киоска на Французском бульваре, что неподалёку от Одесской студии, дала наказ рассказать в Москве, что её лично никто отродясь в Одессе не притеснял за русский язык: «Ну посмотрите, у меня даже почти все газеты и журналы на русском. И сколько московской прессы. Всем, кому интересно могут покупать и читать. А как только включаю русский телеканал какой-нибудь, так мне говорят, что я тут мучаюсь от фашистов из-за моего русского языка. И фашистов не видала, и по-русски продолжаю спокойно говорить».
В один из дней фестиваля я увидел на каком-то украинском телеканале огромное интервью олигарха и днепропетровского губернатора Игоря Коломойского и рассказывал потом о нём знакомым на фестивале, а на вопрос на каком канале это было, не задумываясь, ответил: «Какой-то новый канал у вас появился, я о таком раньше не слыхал. Там в левом верхнем углу стоял гриф такой - «Единая страна». Друзья смеются: «Так это теперь все каналы ставят эту заставку, кто слева в экране, кто справа, чтобы подчеркнуть, что они и все мы - за единую Украину!» Этот тренд, если так можно выразиться, это идущее от народа движение, с огромной силой прозвучал и на Одесском фестивале. Потому что самой важной программой для жителей города и гостей оказался национальный украинский конкурс. На Украине нет такого кинофестиваля вроде нашего «Кинотавра», который бы представлял наиболее важное в национальном кино за прошедший год и давал бы понять, чем украинский кинопром порадует жителей страны в будущем сезоне.
Одесский кинофестиваль верно определил одной из своих самых приоритетных задач такую площадку создать. Потому что если в период с 1991 года национальный кинофестиваль с конкурсом практически и не было смысла проводить: игровых полнометражных фильмов в стране снималось катастрофически мало. Кто бы и с кем бы соревновался на таком фестивале? В год выпускалось по паре картин. Короткометражки же на Украине вопреки всему создавались, и какие! В 2000-ые годы украинский короткий метр дважды получал «Золотую пальму» в Каннах, случались берлинский «Серебряный медведь» и «Серебряный Леопард» в Локарно. Кардиограмму украинского кино из года в год достаточно успешно снимал фестиваль «Молодость», который по традиции проходит в Киеве в конце октября. И тон там задавали именно короткометражки и документальное кино.
Но вот с игровым полнометражным кино в стране долгие годы была загвоздка и даже, можно сказать, катастрофа. И одной из главных причин этого было практически полное отсутствие интереса государства к воссозданию национального игрового кино. Говорили просто: денег на кино нет! Ситуация вдруг резко изменилась, как ни странно в годы правления Виктора Януковича. Ходят слухи, что кино покровительствовал один из его сыновей, вот и появилась государственная воля, да и деньги, по украинским понятиям немалые, на местный кинопром пролились. Факт остаётся фактом: всего несколько лет назад было создано Национальное агентство по кинематографии, а за прошлый и этот годы в стране при непосредственном его участии было снято около 15 полнометражных фильмов, несколько из которых были сделаны для детей! И случился прорыв украинского кино на международную арену (первой ласточкой можно было бы считать фильм Сергея Лозницы «Счастье моё», который снимался по инициативе и при участии украинского продюсера Олега Кохана и попал в конкурс в Каннах в 2010 году). Более 15 международных кинофестивалей обошла первая украинско-турецкая копродукция «Люби меня» интернациональной семейной пары Марины Ер Горбач и Мехмета Багадира Ера. «Зелёная кофта» Владимира Тихого успешно была показана в прошлом году в Сан Себастьяне. А уже в этом году с ошеломительным триумфом прошёл показ ленты Мирослава Слабошпицкого «Племя» в Неделе критики в Каннах. И вот три этих фильма, вообще их появление — в этом, конечно, большая заслуга именно украинского киноагентства, давшего на их производство государственные деньги.
В итоге международный кинофестиваль в Одессе такой национальный конкурс организовал, и в этом году он прозвучал так, что невозможно в зал было на многие сеансы протиснуться! Что на полнометражные фильмы, что на показы короткого метра. Именно в этом национальном конкурсе, также как и на профессиональной площадке для украинских деятелей кино, в кинокампусе для талантливой украинской молодёжи - именно в них и есть самое главное и ценное, чем интересен Одесский фестиваль международной кинообщественности. Потому что про международный конкурс, которым гордятся одесситы, нужен отдельный разговор.
Неожиданно для многих в национальном конкурсе победил камерный и берущий за душу документальный полнометражный фильм «Сумерки» Валентина Васяновича. На задворках цивилизаци в глухой деревне живут 82-летняя Мария и её слепой сын. Он боится, что мать вот-вот умрёт и что он останется никому ненужным в этом забытом богом уголке украинской земли. Мать же из последних держится за жизнь, потому не может оставить Сашка одного.
Многие зрители ждали от жюри, которое возглавлял наш Виталий Манский, совсем другого победителя, потому что бурю эмоций и слёз вызвала мировая премьера исторической саги Олеся Санина «Поводырь». Семь лет снимали этот фильм-блокбастер. Может быть, эта долгая дорога к экрану наложила на фильм свой отпечаток: история развивается какими-то рывками и полна лакун. На Украину в Харьков в начале 30-ых годов, чтобы принять участие в индустриализации, приезжает американский коммунист Майкл Шемрок. Органы не дремлют, и Шемрок погибает прямо в поезде при отъезде с Украины. Но его малолетний сын Питер чудом выживает и становится поводырём слепого кобзаря Ивана Кочерги. Что к чему и почему, в этом фильме (как, впрочем, и в двух предыдущих у Санина) совсем не важно. Режиссёр стремится создать визуальную симфонию и премного преуспевает в этом (заслуженный специальный диплом жюри выдающемуся украинскому оператору Сергею Михальчуку), попутно ломая через колено любую намечающуюся ясность в развитии сюжета. Зверства органов и уничтожения ими всех кобзарей Украины разом (финальная сцена фильма) никого не может оставить равнодушными в зале. Жаль также, что режиссёр совершенно не был озабочен и работой с актёрами, на экране перед нами не живые люди, а какие-то функции и шаблоны из пластика. В итоге, при всех благородных помыслах и неравнодушном сердце, у режиссёра на выходе получается исторический комикс с великолепной вылизанной картинкой, лишённый глубины.
Если показы национального конкурса проходили при аншлагах в кинотеатре Родина, то профессионалов с Украины и со всего света радушно принимала в течение 4 дней Одесская киностудия, один из павильонов которой был переоборудован под огромный кино- конференц-зал. Именно здесь с огромным успехом прошли представление новых украинских кинопроектов (питчинг) и секция Work in progress, в которой показали отрывки из десяти довольно интересных новых украинских фильмов, которые находятся на разных стадиях съёмок и производства. В этой секции вполне заслуженно одним из победителей стал дебютный игровой фильм Тараса Ткаченко «Гнездо горлицы», который был снят совместно с австрийской стороной. С ноября-декабря прошлого деятельность Национального украинского агентства кино практически заморожена и многие проекты и съёмки просто повисли на долгие месяцы без денег. Но неразбериха и смена руководства (и вех?) привели к тому, что никто никому не отвечает и на связь с австрийской стороной не выходит. Поэтому совсем несмешным выглядел крик отчаяния австрийского со-продюссера ленты: «Помогите найти представителей Киноагенства! Они категорически не выходят с нами на связь».
Трудно сказать, чем закончилась встреча австрийца с киночиновниками в кулуарах. Но боюсь, что тем на сегодняшний день нечем было порадовать европейца, пришедшего на Украину помочь подъёму местного кинопроизводства. Так же, как совсем непонятно, что ждёт новые проекты, представленные на кинопитчинге, в рамках которого профессиональное жюри поддержало полнометражный дебют молодого талантливого драматурга Марыси Никитюк «Когда падают деревья». Смогут ли деревья упасть к маю 2015 года, когда, как намечает команда, фильм должен выйти из стапелей, вызывает большие сомнения.
Важно, что несмотря ни на что, продолжаются контакты и совместная работа российских и украинских продюсеров и кинематографистов. Практически готов совместный русско-украинский фильм Сергея Мокрицкого про легендарного снайпера времён Великой Отечественной Людмилы Павличенко «Битва за Севастополь». Севастополь и Крым в этом году без битвы стали российскими, а фильм по уверениям украинского продюсера вынужден будет поменять название, чтобы не вызывать нездоровых ассоциаций. И лента, видимо, выйдет в прокат уже под названием «Непобедимая».
Среди новых проектов интерес вызвали будущий фильм-элегия «Дюрас: говорят они», где продюсером выступила Ольга Дыховичная (Украина, Россия, Франция), с предполагаемым участием Жанны Моро, Изабель Юппер и Фанни Ардан, а также новый русско-украинский фильм-притча нашего знаменитого театрального режиссёра Владимира Мирзоева «Книга Ионы».
Большой проблемой для Одесского фестиваля остаётся международный конкурс. Если в начале своей истории фестиваль предполагал сосредоточиться на представлении в конкурсе комедий и лент полных улыбки, то три года назад был взят курс на «арт-хаус мейнстрим». Это, конечно, одесское ноу-хау. С одной стороны можно в топку конкурса бросить немецкий фильм «Стерео», рассчитанный на широкий прокат и к арт-хаусу (хотя кто нам вообще может чётко объяснить, кроме прокатчика Сэма Клебанова, специалиста в этом непростом вопросе, что такое «арт-хаус»?) не имеющий никакого отношения. А с другой стороны, показать тут же в конкурсе китайский фильм «Чёрный уголь, тонкий лёд», уже не имеющий отношения к мейнстриму.
Но самая главная находка для конкурса этого года, это было объединение в одном конкурсном котле картин, которые уже получили главные призы на всех главных фестивалях мира. Уже упоминавшийся китайский «Чёрный уголь, тонкий лёд» - Гран-При в Берлине, мексиканский «Гуэрос» там же в Берлине взял Серебряного медведя как лучший дебют, в Каннах «Золотую камеру» получила французская картина «Тусовщица», а израильская трагикомедия «Мотивации ноль» выиграла в апреле фестиваль в Трайбеке. На всех фестивалях эти картины оказываются в секциях «Фестиваль фестивалей» и «Панорама», в Одессе же они оказались в одном конкурсе. Лучшее соревновалось только с ещё лучшим и хорошим. Вопрос не в том, что это плохо. Ничего нет плохого в том, чтобы показать в Одессе лучшие фестивальные фильмы-победители. И зрителям в радость, и украинским журналистам никогда небесполезно познакомиться с лучшим из-за кордона. Только где же тогда попытка создать свой своеобычный фестивальный контекст? Как если бы отборщики боялись взять на себя хоть какую-то мало-мальскую ответственность и представить свой одесский (гамбургский, как говорил один знаменитый одессит) счёт арт-хаусному мейнстриму сегодня, если уж настаивать на этом понятии.
А так получается, что собрали в одесском международном конкурсе победителей других фестивалей и добавили два украинских фильма. А вот это важно! Надо своё кино вдвигать в мировое пространство. Только лучший украинский фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого не пролезает в рамки этого отбора от «мейнстрима», у него жёсткий, если не жестокий арт-хаус. Тогда опять неувязка. Если китайский «Уголь» пролез как арт-хаусный мейнстрим, то чем же «Племя» на лицо не вышло? А так бы и одна из главных наград от профессионального жюри могла остаться на Украине.
Пока же большое спасибо другим фестивалям за хорошую работу! В Одессе именно эти фильмы и стали главными победителями. Гран-При (его присуждают зрители своим голосованием) получил замечательный израильский фильм Талии Леви «Мотивации ноль», а лучшим фильмом по версии жюри стал грузинский фильм «Свидания вслепую» Левана Когуашвили, который хоть и обошёл уже более 20-ти фестивалей и получил кучу наград, не получал наград на смотрах из первой мировой фестивальной двадцатки. Тем более что фильм такого уровня из соседней (по Чёрному морю) Грузии — невозможно обойти. Да и одним из продюсеров картины выступила украинка Олена Ершова. Ну а приз за режиссуру получил всё тот же китайский «Чёрный уголь, тонкий лёд» Йинана Дяо.
Одесса