Песчаные долины – лучшая обстановка для триллера. Фото предоставлено кинокомпанией «Ракурс»
У российских киногрупп – летняя страда. Все стараются успеть снять фильмы, пока дни длинные, пока тепло и солнечно. Иногда забираются очень далеко: группа фильма «Тихая» только вернулась из Киргизии, у красивейшего озера Иссык-Куль.
Продюсер картины Виталий Сидоренко натуру на Иссык-Куле прекрасно знает еще с советских времен, когда он работал в Госкино и часто летал туда в командировки на съемки. «Эти терракотовые долины, эти необыкновенные совершенно водопады, – восторгается продюсер. – Нет другого места, где бы мы могли это найти. Я убеждал режиссера, что даже актеры у него будут играть по-другому, потому что они окажутся в совершенно необычном мире». Создатели «Тихой» хотят сделать мистический триллер и одновременно социальную драму для подростков. В отсутствие приличных сценариев фильмов для детей, подростков и юношества за основу взяли повесть Тамары Крюковой «Ведьма». По ее книгам были сняты два фильма – «Потапов, к доске!» и «КостяНика. Время лета». Постановщик «КостяНики» Дмитрий Федоров и снимает «Тихую». Тамара Крюкова осталась очень довольна экранизацией своей повести «Костя+Ника» и смело доверила ему другое свое детище. Федоров понимает свою аудиторию, у него получается говорить с подростками на одном языке. «Мне кажется, что я не так далеко ушел от них… – признается режиссер. – Когда нам было по 16–17 лет, шла перестройка, был период освобождения, безудержной свободы, полное ощущение победы. Казалось, совок рухнул. Сейчас другой исторический этап, но все равно юным свойственен бунт. Для них надо делать так же, как я делал бы для себя шестнадцатилетнего».
Действие картины происходит в летнем детском лагере. Герои уже не дети, но еще и не совсем взрослые. На глазах у зрителей они проживут последнее лето своего детства, в следующем году ребята оканчивают школу. Первая любовь, проверки на прочность дружбы. В мире подростков все так же, как и в мире взрослых, только воспринимают они все события более чутко, обостренно, у них еще слишком обнажены нервы. История строится на соперничестве тихой, замкнутой и доверчивой девочки Тони и ее сверстницы Людки – яркой, сильной и расчетливой. Они влюбляются в одного мальчика Егора. Кажется, что у робкой Тони нет никаких шансов против сексапильной Людки, но вдруг выясняется, что Тоня обладает сверхъестественными способностями, которые не может контролировать. Силой одного своего взгляда она способна поднимать в воздух игрушки. Одним лишь прикосновением руки она заживляет раны и усилием воли останавливает зависший над пропастью автобус. А для жестоких подростков это самый убедительный повод для издевок и унижений.
Если вспоминать аналоги, первым делом на ум приходит легендарное «Чучело» Ролана Быкова. Режиссер Дмитрий Федоров еще называет фильм Брайна Де Пальмы «Кэрри» по роману Стивена Кинга. «Нас упрекали в том, что жанр не чисто выполнен, – говорит режиссер. – Что это вроде и не совсем триллер. У Стивена Кинга в «Кэрри», например, героиня в конце всех покрошила! По Кингу так и должно быть. А мы делаем наоборот – наша Тоня жертвует собой ради всех». «Крутыми спецэффектами пусть удивляют другие фильмы, – добавляет оператор Иван Гудков. – Снять мистический триллер так, как мы все себе его представляем, в нашей стране достаточно сложно. Поэтому мы идем по чуть-чуть другому пути. У нас все равно это история человека – Тони, ее конфликт с обществом. Мы не показываем так конкретно, что вот у нее суперсила и сейчас что-то разлетится на куски. Есть сцены, демонстрирующие, что она обладает энергией, которой не обладают другие».
Роль Тони сыграла юная актриса Мария Баева. Людку и Егора – дебютанты, студенты первого курса ВГИКа (мастерской Владимира Грамматикова) Софи Шуткина и Петр Коврижных. В картине, по сути дела, всего две взрослые роли – это мать Тони и воспитатель Палыч. Их исполнили Дарья Екамасова и Анатолий Горячев.