Летом кинопрокат предлагает специфический репертуар. В основном – что полегче. И, конечно, фильмы для детей, подростков и прочего каникулярного люда. Но встречаются в расписаниях кинотеатров и другие картины – для тех, кто интересуется не (или не только) серийным продуктом. В июньском прокате нашлось место громыхающим «Трансформерам» и акварельному «Обещанию» классика французского кино Патриса Леконта. Три дня успел пожить в июньском прокате новый фильм Валерии Гай Германики «Да и да». Он был показан в конкурсе 36-го Московского международного кинофестиваля, и сразу же после получения прокатного удостоверения его впихнули в сетки показов нескольких московских кинотеатров. В нем очень много мата – потому прокатная судьба у него оказалась короткая. 1 июля вступил в силу закон о запрещении ненормативной лексики в демонстрируемых фильмах. Оцениваем картины по 10-балльной шкале.
1. «Обещание» Режиссер – Патрис Леконт. Франция, Бельгия. Мелодрама.
Сценарий – 8
Режиссура – 10
Картинка – 10
Актерская игра – 10
Костюмное, сентиментальное, несколько старомодное кино. Экранизация новеллы Стефана Цвейга «Путешествие в прошлое». В руках Леконта она превратилась в красивую лав стори с неожиданно счастливым концом. Действие происходит в Германии накануне Первой мировой войны. В доме богатого бизнесмена поселяется новый секретарь, и молодая жена хозяина влюбляется в гостя. В фильме отличный актерский ансамбль: Алан Рикман, Ребекка Холл, Ричард Мэдден.
38 очков
2. «Фрэнк» Режиссер – Леонард Абрахамсон. Великобритания, Ирландия. Трагикомедия.
Сценарий – 9
Режиссура – 9
Картинка – 9
Актерская игра – 8
Странная история об эксцентричных людях из мира музыки. Трудно определить ее жанр, но в этом и состоит манок картины. Атмосфера в группе с труднопроизносимым названием Soronprfbs такова, что там находится место и смеху, и мрачному молчанию. Главная звезда картины, конечно, Майкл Фассбендер. Он и сыграл Фрэнка – человека, прячущего лицо под картонной головой. Он абсолютный лидер группы, хотя (а может, и потому что) его психика явно оставляет желать лучшего. Остальных членов коллектива сыграли Донал Глисон, Мэгги Джилленхол, Скут МакНэйри.
35 очков
3. «Я не вернусь» Режиссер – Ильмар Рааг. Россия, Эстония, Финляндия, Белоруссия. Драма.
Сценарий – 9
Режиссура – 9
Картинка – 9
Актерская игра – 8
Сценарий написала молодой и талантливый уральский драматург Ярослава Пулинович, а снял фильм эстонец Ильмар Рааг – автор прозвучавшей несколько лет назад картины «Класс». «Я не вернусь» – история о перемене участи, по которой успешная городская девица-интеллектуалка вынуждена опуститься на дно, скрываться и играть роль беспризорницы. Неотгулянное отрочество так невовремя вступает в свои права. Аня училась в аспирантуре и читала лекции по литературе, но все перевернулось, и жизнь пришлось учить не по учебникам.
35 очков
4. «Да и да» Режиссер – Германика (так презентовала себя в титрах девушка, которую мы до того знали как Валерию Гай Германику). Россия. Драма. Приз «Серебряный Святой Георгий» за лучшую режиссерскую работу на 36-м ММКФ.
Сценарий – 8
Режиссура – 7
Картинка – 9
Актерская игра – 7
Старая как мир история: обычная девушка влюбляется в художника, погружается в богемно-алкоголическую пучину, жертвует собой, организует быт и лечит, ждет ответных действий, но чаще сталкивается с пренебрежением. Германика сообщила, что снимала фильм для пяти своих друзей и что, конечно, вдохновил ее на создание этого надрывного романса опыт собственной внутренней жизни. Художнические наития вставлены в фильм в виде «оживших» картин. Оживших под руками аниматоров. Градус экзистенциальной тоски призваны нагнетать знаменитые композиции Эдмунда Шклярского и братьев Самойловых. Жить с буйным художником нельзя, а без него жизнь пуста. Героиня Агнии Кузнецовой в фильме Германики сама становится художником. Вирус творчества летуч и живуч.
31 очко
5. «Трансформеры: эпоха истребления» Режиссер – Майкл Бэй. США. Фантастика.
Сценарий – 6
Режиссура – 7
Картинка – 9
Актерская игра – 3
Четвертая часть эпопеи о роботах-пришельцах. Опять сошлись в схватке плохие и хорошие существа в обличье причудливых колесных средств… С каждым фильмом «бестиарий» трансформеров все расширяется. Каких только роботов нет – и каждый вид характерен чем-то своим. Люди тут тоже, конечно, присутствуют – и отвечают за юмор! Ну и за красоту – надо же перемежать лязгающие железяки видами, например, девичьих ножек. «Эпоха истребления» не лучше и не хуже предыдущих серий «Трансформеров». Даже не скажешь: кризис фантазии. Ибо кризис бывает после благоприятного периода. Кто-то неравнодушен к приключениям роботов, но есть и те, кто наблюдает за развитием франшизы с недоумением.
25 очков