Фильм братьев Дарденн – прямиком из Канн. Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»
Сегодня открывается Московский международный кинофестиваль. Какие радости (или печали) принесет нам конкурс – посмотрим. Но киноманы обычно сосредоточивают внимание на неконкурсных программах, и правильно делают! Ретроспективы, авторские панорамы ярких современных лент, подборки фильмов той или иной страны – козыри ММКФ. Большинство картин, представленных в этих программах, нигде, кроме как на фестивале, вы не увидите. Так что советуем не упустить шанс и припасть к потоку мирового кино.
«Восемь с половиной фильмов»
Программа киноведа Петра Шепотинника проверена временем – она существует в составе ММКФ с 1999 года. Здесь можно поймать самые лакомые новинки – фильмы-фавориты главных фестивалей мира. Например, в этот раз: прямиком из Канн – «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн, «Слова, прощайте!» Жан-Люка Годара и аж два фильма Цай Минляна (показанные в сентябре 2013-го на Венецианском фестивале «Бродячие псы» и совсем новая картина «Путешествие на Запад»).
«Божественная эйфория»
Вообще-то программа называется «Эйфория», но в этот раз ее авторы сосредоточились на фильмах, проливающих свет на природу чуда. «Художественное, эстетическое переживание – это тоже чудо», – считают составители. Когда вера переходит в фанатизм? Если вы задаетесь вопросами о нынешних формах духовного поиска – не пропустите «Крестный путь» молодого немецкого режиссера Дитриха Брюггеманна.
Кстати, география фильмов «Эйфории» чрезвычайно широка: есть тут казахская «Нагима» Жанны Исабаевой, мавританский «Тимбукту» члена большого жюри 36-го ММКФ Абдеррахмана Сиссако.
«Свободная мысль»
Панорама самых интересных документальных фильмов года. Под каждым названием – упоминание участия в самых престижных конкурсах и перечисление наград. Тут собраны лауреаты «Оскара», фестивалей в Венеции, Берлине, Сандансе. Но главные события этой программы – премьера нового фильма классика Годфри Реджио «Посетители» и показ фильма знаменитого австрийского документалиста Михаэля Главоггера «Смерть рабочего». Он был снят в 2005-м. А в 2014-м Главоггер трагически погиб на съемках своего нового фильма. Успел поучаствовать в 3D-проекте Вима Вендерса «Храмы культуры», который также включен в программу «Свободная мысль».
«Русский след»
На создание этой программы устроителей когда-то вдохновило желание узнать, как нас, россиян, видят со стороны. Здесь собраны зарубежные фильмы, в которых ощутим русский след. Не всегда только в сюжете. Порой это отчетливые образы, навеянные Россией, русской литературой и тем же кинематографом.
В этом году сложилась интересная мозаика картин. Например, можно увидеть новый фильм Арутюна Хачатряна «Бесконечное бегство, вечное возвращение» о советских эмигрантах и японский мультфильм «Остров Джованни» про события 1945 года.
Программа российского кино
Это отдельное царство в море большого фестиваля. Костяк программы, конечно, панорама новейших отечественных картин. Параллельно идут прекрасные ретроспективы. В этом году показывают фильмы по сценариям Юрия Арабова (осенью у мастера юбилей), а это и знаменитая трилогия Александра Сокурова – «Молох», «Телец», «Солнце», и «Чудо» Александра Прошкина, и «Юрьев день» Кирилла Серебренникова. А среди новых фильмов – показанные на «Кинотавре» «Комбинат Надежда» Натальи Мещаниновой, «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Белая, белая ночь» Рамиля Салахутдинова, «До свиданья, мама» Светланы Проскуриной.
Вопреки ожиданиям программа российского кино откроется не «Левиафаном» Андрея Звягинцева (фильма, увы, вообще нет в расписании). Создатели не дали фильм – и зря. Переаншлаг был бы обеспечен.
Впрочем, ни одна картина российской панорамы не обделена вниманием зрителей. Показы традиционно идут в Большом зале Дома кино, и большинство авторов за честь считают начать путь со своим фильмом с этой площадки.