Сложно представить, что эти герои разговаривают «высоким штилем». Кадр из фильма «Комбинат Надежда»
В России теперь будут снимать кино так: одну версию фильма делать для фестивалей и зарубежного проката, другую – для отечественных киноэкранов. Ну по крайней мере то кино, где героям жизненно необходимо ненормативно выразиться. Прецедент уже есть. После премьеры своей картины «Комбинат Надежда» на «Кинотавре» режиссер Наталья Мещанинова и продюсер Елена Степанищева рассказали, что снимали аналоговые безматерные дубли тех сцен, в которых их герои матерятся. «Это вопрос выживания фильма», – прокомментировала ноу-хау Мещанинова.
Может, этот момент войдет в историю кино. Как точка отсчета новой эпохи в российском кинематографе. Возможно, Андрей Звягинцев скоро возьмется за переделку «Левиафана» – там ведь тоже герои матерятся, а показать фильм на родине хочется. Что это будут за варианты без мата – посмотрим. Пока невозможно представить героев «Левиафана» и «Комбината Надежды» (простых русских людей – северян) забывшими вдруг посконный способ выражения эмоций…
Пока же в том виде, в каком он был показан на фестивалях в Роттердаме и Сочи, «Комбинат Надежда» производит сильное впечатление. Мещанинова – документалист, ученица Марины Разбежкиной, и для первого игрового фильма выбрала фактуру неслабую, самоиграющую – далекий мрачный Норильск, город, из которого нормальному человеку хочется поскорее уехать. В речи норильчан все время проскальзывает слово «материк» – вожделенная мечта перебраться из унылого, грязного и депрессивного края поближе к цивилизации не покидает здешних людей. Например, Свету и Надю – девиц из одной компании. Света по местным меркам «мажорка» – из обеспеченной семьи, учится в медучилище и работает медсестрой на комбинате. И собой она хороша, только злая почему-то, и в любви у нее дела не складываются. Надю, напротив, любят мужчины, и она их любит – по большей части за деньги, пусть и небольшие. Один из ее постоянных клиентов разрабатывает схему, как вывезти Надю на материк и устроить ее жизнь по-новому. Только Надя не успеет воспользоваться случаем – Света утопит ее в холодной и грязной воде залива. Из животной женской ревности – даже не по поводу конкретного какого-то мужчины, а просто так, за то, что другой выпал шанс начать новую жизнь.
В «Комбинате» сошлись равно сильные история и фон – который сам стал героем. Норильск – гибельное пространство, отнимающее надежду и радость жизни. Амбициозную, витальную Свету он доводит до зуда – уехать, уехать любой ценой. Ибо здесь не будет никакой красивой жизни. А когда ее планы на отъезд рушатся, ярость заливает сознание, толкает на убийство, подобное тому, что учинила в таком же припадке Катерина Измайлова с Сонеткой.
Обсуждение фильма Мещаниновой во многом свелось на сочинской пресс-конференции к присутствию в нем ненормативной лексики и к тому, что в связи с этим ждет фильм в ближайшем будущем. Еще год назад такая ситуация вряд ли сложилась бы в ходе профессиональной дискуссии. Присутствие мата в кино про нашу жизнь говорит лишь о том, что авторы слышат и видят эту жизнь такой, какая она есть, не надевают себе и зрителю старше 18 розовые очки. Сегодня беспокойство за судьбы конкретных картин заставляет критиков, журналистов перемалывать одиозную тему. А режиссеры, продюсеры мрачнеют и скупо делятся эмоциями – говорить в полном объеме то, что думаешь, чревато. «Кинотавр» всегда служит катализатором настроений, атмосферы в киносообществе. В последние годы атмосфера на фестивале свидетельствует о растерянности, несмелости кинематографистов. Трудно упрекнуть их в нежелании лезть на баррикады, ведь кино в нашей стране нельзя снять без государственных денег. Но не пассивность ли творцов приводит к тому, что судить о состоятельности их будущих проектов доверено непрофессионалам – членам военных, исторических и психологических советов при Минкульте? Об этом, кстати, говорил Александр Сокуров на своем мастер-классе, который состоялся в Сочи на следующий день после открытия фестиваля. «Между культурой и властью часто наблюдаются расхождения в целях. Государство не понимает, что культура первична». Молодой режиссер спросила мастера, какой материал сегодня больше всего интересует зрителя. «Зрителя будет интересовать то, что будем делать мы! – не задумываясь ответил Сокуров. – Его не будет интересовать то, что мы сделаем в качестве обслуживания. Деятели культуры должны вести людей».
Сочи