На «Кинотавре» внимание приковано к короткому метру. Фото ИТАР-ТАСС
Открытие юбилейного фестиваля вышло странным и отразило растерянность сегодняшнего российского киносообщества. Мы любим вычитывать из речей то, что хотим услышать, даже если оратор говорил о другом. Это доказала реакция на выступление знаменитого режиссера Александра Сокурова – тому вручили на открытии фестиваля почетный приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию».
«Сокуров призвал Путина отпустить всех политзаключенных», – такими сообщениями мгновенно пополнились ленты социальных сетей и заголовки новостей в Интернете. На самом деле подобной конкретики не содержалось в речи Сокурова. Он принял награду из рук президента фестиваля Александра Роднянского и выразил надежду, что «Кинотавр» будет показывать кино молодых и для молодых. И развил мысль: много молодых людей сидят в российских тюрьмах. Сказал, что, была бы у него такая возможность, он бы обратился к президенту страны с просьбой их выпустить. Пожелал начинающим свой путь в жизни и искусстве помнить, что высшая ценность – демократия. Зал зашелся в аплодисментах, гости церемонии открытия даже встали, чтобы выразить уважение оратору, общее направление размышлений которого, конечно, дышало беспокойством за атмосферу в нашем государстве.
Александр Роднянский признался: на круглый характер даты упора не делали. Вспомнил хорошим словом своего предшественника, основателя «Кинотавра» Марка Рудинштейна – тот учредил фестиваль в эпоху развала кинопроката и дал возможность нескольким поколениям авторов показывать свое кино хотя бы друг другу и критикам. Роднянский отлично сформулировал цель мероприятия: «Право талантливого человека на высказывание – вот ради чего мы в очередной раз открываем «Кинотавр». Наверное, сейчас лучше не портить праздник попытками дать диагноз нашему кино. На прошлой неделе в Минкульте прошел питчинг проектов, где стало ясно, что будущее авторского, неконъюнктурного кино по-прежнему нерадостное.
Фестиваль открыли набором короткометражек, объяснив это тем, что короткий метр – поле особой заботы фестиваля. Интересно, что участвуют в этот раз в конкурсе короткометражных фильмов люди известные. Например, актриса, муза и спутница Василия Сигарева Яна Троянова дебютировала в режиссуре этюдом «Рядом» про то, что все-таки лучший друг человека – человек, какая бы прекрасная и верная собака ни шла рядом. Алексей Андрианов, уже состоявшийся в большом коммерческом кино с фэнтези «Шпион», привез в Сочи симпатичную короткометражку «Киноман» с Андреем Мерзликиным и Чулпан Хаматовой в главных ролях. Второй свой режиссерский опус представляет на «Кинотавре» актер Григорий Добрыгин, обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (за роль в фильме «Как я провел этим летом»), – в его картине «Верпаскунген» снялся Сергей Маковецкий.
Со сцены «Кинотавра» Андрей Мерзликин обратился со словами благодарности к молодым режиссерам и тем, кто пестует короткий метр: популярные актеры рады принимать приглашения начинающих талантливых авторов, потому что в их фильмах есть энергия и свобода эксперимента. Скоро, может, вообще кино как искусство будет вынуждено залечь на глубину – и дышать экономно, короткометражно. Чтобы продержаться до лучших времен.
Сочи