Фото Reuters
Завтра станут известны победители 67-го Каннского кинофестиваля. Маловероятно, что среди них окажется классик мирового кино Жан-Люк Годар – на финальных титрах его картины «Слова, прощайте!» раздались громкие крики «бу-у-у», так здесь выражают разочарование. Вряд ли будет отмечен и Мишель Хазанавичус за свой новый фильм «Поиск». После искрометного «Артиста» он взялся за тему … войны в Чечне. Постичь далекий закрытый мир кавказской республики французу не удалось.
«Поиск» интриговал – казалось, режиссер серьезно вгрызался в предмет и предложит сенсационный взгляд на события 90-х. Но увы, фильм Хазанавичуса – совсем не то, что можно считать откровением. Это довольно сентиментальная история о маленьком чеченском мальчике, которого почти усыновила французская журналистка. Идейную иностранку сыграла, конечно же, муза и супруга режиссера БеренисБежо, звезда его предыдущего фильма «Артист». Еще одна именитая исполнительница – Аннет Беннинг. Ее героиня заведует каким-то большим центром для беженцев. Отважные дамы живут и действуют в Назрани, куда прибывают и прибывают оставшиеся без крова чеченцы. Одна семья подобрала на дороге девятилетнего Хаджи. На его глазах расстреляли отца и мать, старшую сестру угнали. Он подкинул брата-младенца добрым людям и пошел, куда глаза глядят. В Назрани прибился к дому одинокой француженки, но в финале картины Хаджи счастливо воссоединяется с оставшимися родными.
Параллельно с этой в фильме Хазанавичуса развивается вторая линия – русского солдата, простого парня-пермяка, загремевшего на фронт случайно. И тут, конечно, ощутима «клюква» в бытописании российской армии, допущены досадно примитивные приемы (например, стык планов: «деды» бьют ногами свежеприбывшего солдатика, а с портрета на эту сцену взирает президент Ельцин с благостной улыбкой). Поразительно, как плохо, театрально играют актеры (среди них, кстати, ЮрийЦурило) – видимо, ухо режиссера-иностранца не слышит фальши в их интонациях, а глаз не привык к дешевым штампам провинциальной сцены.
А документальный фильм Сергея Лозницы «Майдан» приняли хорошо. Народу набилось полный зал (хотя фильм не участвует ни в одном из конкурсов, мы увидели его в рамках программы «Специальный показ»), смотрели, затаив дыхание. Режиссер снял его практически на свои деньги, а на стадии постпродакшена появился голландский источник финансирования. Вообще-то, Лозница собирался снимать в Украине игровой фильм «Бабий Яр», но осенние события не позволили начать. Тогда Лозница взял маленькую камеру и пошел снимать обитателей Майдана. Позже эстафету принял оператор Сергей Стеценко. Их принципом была статичность камеры относительно движения людских масс на Майдане, на улице Грушевского. Камеру ставили в той или иной точке площади и будто забывали, а она фиксировала лица, занятия, выступления, передвижение «Беркута».Поначалу кажется, что происходящее на экране – большой городской пикник. Люди мирно гуляют между палатками, раздают чай с вареньем и поют песни. Собственно, так все и начиналось. Эти эпизоды сменяются другими – с клубами плотного дыма, с ожесточенными драками противоборствующих сторон. Удивительно, но «Майдан» Лозницы не назовешь остро публицистической картиной. Это попытка вспомнить, как трансформировалась атмосфера в столице Украины. Как мирная акция перетекла в войну. Главная удача фильма – образ главного героя. Это многоголовый, многоголосый герой. Лозница не стал ходить по Майдану с камерой, выискивая особо колоритных персонажей. Он просто позволил камере запечатлеть объем этого уникального многотысячного собрания. «Герой картины – народ», - сказал режиссер на пресс-конференции, и это утверждение абсолютно соответствует действительности. Кстати, встреча с Лозницей прошла в Украинском павильоне, на нее пришло очень много людей. В основном это были российские журналисты, но с вопросами вступали и наши иностранные коллеги.
Об итогах фестиваля расскажем в следующем номере. А накануне церемонии закрытия Каннского киносмотраотметим, что в фаворитах рейтингов международной кинопрессы остаются фильмы «Мистер Тернер» британца Майка Ли, «Зимняя спячка» турка НуриБильгеДжейлана, «Два дня, одна ночь» бельгийского дуэта Жан-Пьера и Люка Дарденн.
Канны