Братья Дарденн, а с ними Марион Котийяр и Фабрицио Роньони. В Каннах. Фото Reuters
После пресс-показа фильма братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» раздались наконец дружные долгие аплодисменты. Так пока никому не аплодировали на нынешнем фестивале. Реакция зала на показе для прессы – очень важный показатель. Вполне возможно, что бельгийские братья в третий раз станут обладателями Золотой пальмовой ветви. Их героиня преодолевает страх быть уволенной. Журналисты отнеслись к мотиву потери работы с особым сочувствием.
Жан-Пьер и Люк Дарденны – старинные «клиенты» фестиваля. Заветную Золотую ветвь они получали тут дважды: в 1999-м – за «Розетту», в 2005-м – за фильм «Дитя». А их «Мальчик с велосипедом» был отмечен Гран-при в 2011-м.
В отличие от большинства конкурсных картин «Два дня, одна ночь» – очень короткая, внятная и актуальная. Кажется, будто авторы – боги ритма. Эпизоды выписаны, сыграны, сняты и подогнаны друг к другу совершенно идеально. Послание Дарденнов восхитительно в своей простоте: люди, оставайтесь людьми, не замуровывайте источник сочувствия к себе подобным.
Иные фильмы высидеть – тяжелая работа, а «Два дня» захватывают и держат так, что на часы не смотришь. И за то – спасибо Жан-Пьеру и Люку Дарденнам. И их актрисе Марион Котийяр. Она сыграла молодую женщину по имени Сандра, у которой вроде все в порядке – есть муж, дети, сама она хороша, но нет спокойствия. Сандра боится потерять работу. Точно известно, что штат коллектива будут сокращать на несколько человек, и она – первый кандидат на вылет. Примечательно, что Дарденны отсеивают ненужные подробности, способные отвлечь от главного. Мы так и не узнаем, что это за предприятие, на котором работает Сандра, ибо это совершенно неважно. Сегодня страх безработицы одинаково преследует людей разных профессий, социальных статусов. Это чума нашего века, которую психологи лечат таблетками. Дарденны делают выпуклым механизм, при котором страх потерять свое место разрушает личность. Боясь за себя, работник равнодушен и даже жесток с коллегами. Выгнали такого-то? Это его проблемы! Моя хата с краю, и за хату надо вносить ежемесячную плату. Климат в коллективе от таких установок не улучшается, циничные руководители играют на струнах человеческих слабостей.
Дарденны взяли в качестве «подопытной» не какую-нибудь железную леди или толстокожую клушу, но женщину того типа, что недавно разобрал по косточкам Вуди Аллен в фильме «Жасмин». Сандра – добрый, тонкий, но бесконечно мнительный человек. Там, где другие будут бороться, Сандра выпивает по таблетке ксанакса каждые полчаса, плачет, прячется под одеяло средь бела дня. Жизнь в условиях агрессивной конкуренции ей категорически противопоказана, а она вынуждена в ней жить – иначе она и ее домочадцы опять останутся лишь с зарплатой ее мужа Маню, а ее не хватает на аренду приличного жилья. Маню (его сыграл Фабрицио Роньони) хороший муж, да и вообще семья у них хорошая. Если бы не стандарты, по которым у приличной семьи должен быть дом и определенный стиль жизни, все было бы прекрасно между этими супругами. Но Сандра, родив двух детей, работает и приносит в общую копилку едва ли не большую половину. Когда над ее местом сгущаются тучи, она впадает в апатию и ждет конца. Только Маню способен раскачать ее на обход всех сотрудников. Определенное количество голосов за Сандру поможет ей удержаться на месте.
Проводя Сандру по всем коллегам, авторы фильма явно создавали коллекцию человеческих типов. Она ходит по домам накануне голосования, каждого просит голосовать за нее. Соглашаются те, кто победнее, а состоятельные друзья боятся потерять свой бонус и засветиться в глазах начальства в неправильном свете. Сандру в исполнении Котийяр очень жалко – она идет от двери к двери, преодолевая гордость. Просит голосовать за нее и частенько натыкается на глухоту к своим проблемам. В финале ей все-таки не хватит одного голоса. Начальник дрогнет и решит восстановить Сандру на работе, но ценой увольнения другого работника. Сандра отказывается сделать подлость и, кажется, в тот момент совершенно выздоравливает от страха. И в это время в кинозале раздались горячие хлопки и приветственный гул. Героиня Дарденнов поступает как человек и тем вселяет веру в существование добра. Несколько сотрудников, отдавших Сандре свои голоса (и тем самым отказавшиеся от годовых бонусов в размере тысячи евро), – как отряд стойких оловянных солдатиков или как надежды маленький оркестрик. Формально они проиграли, но гораздо больший итог – их ощущение взаимной поддержки. Финал, как, собственно, и вся картина, вышел удивительно духоподьемным – в прямом смысле этого слова. И шансы ее быть отмеченной каннскими призами – велики.
Канны