Герой очередного байопика – Ив Сен-Лоран. Кадр из фильма
На смену принцессе Монако и художнику Уильяму Тернеру в каннский конкурс пришел Ив Сен-Лоран – фильм о великом кутюрье стал третьим байопиком в программе.
В фильме Бертрана Бонелло Ива Сен-Лорана сыграл Гаспар Ульель, очень похожий на своего героя в молодости. Высокий, тонкий мужчина с женственной грацией. В роли одной из его соратниц засветилась Леа Сейду – звезда прошлогоднего Каннского фестиваля, сыгравшая в фильме Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель» художницу с синими волосами. «Сен-Лоран» сделан богато, в подробностях воссоздана эпоха расцвета модного дома (конец 60-х – началопервая половина 70-х). Но при том драматургия его столь примитивна, что снова диву даешься: на многое готовы закрыть глаза строгие отборщики французского фестиваля, лишь бы привлечь внимание к отечественному кино. По сути, картина представляет собой монотонное чередование картинок из жизни звезды высокой моды, неуклюже оформленное в воспоминания старого, одинокого Сен-Лорана образца 2008 года, когда жизнь его подходила к концу.
В фильмах Атома Эгояна («Пленница») и Дэвида Кроненберга («Звездная карта») – картины жутковатых психологических перверсий, толкающих людей на похищение детей, инцесты и убийства. Впрочем, буквально их воспринимать не стоит, мир этих авторов колеблется на грани сна и яви. Странный фильм итальянки Аличии Рохвачер (одна из считаных темных лошадок в компании тяжеловесов конкурса) «Чудеса» – невнятный, но моментами проникновенный этюд с натуры. В семействе фермеров-пчеловодов бушуют итальянские страсти, дети противоречат родителям, родители бьются в отчаянии, но жить эти темпераментные люди друг без друга не могут.
Как и обещал в преддверии фестиваля его программный директор Тьерри Фремо, изрядная часть сюжетов завязана на детях. В открывшем конкурс «Тимбукту» французского режиссера африканского происхождения Абдеррахмана Сиссако дети-сироты тоже важные персонажи, они остаются один на один с жизнью после страшной гибели родителей – тех казнили талибы.
18 мая исполнился год со дня смерти Алексея Балабанова. Режиссера не стало год назад, как раз в дни Каннского фестиваля. Спустя год здесь решили вспомнить Балабанова. Неформальная встреча состоялась в Российском павильоне. Пришли ближайшие соратники режиссера – продюсер Сергей Сельянов, дистрибьютор Раиса Фомина, киноведы Андрей Плахов, Петр Шепотинник, Ася Колодижнер, режиссер Сергей Бодров – отец балабановского актера Сергея Бодрова-младшего. Кинокритик Мария Кувшинова представила сборник «Балабанов» – первую монографию, посвященную кинематографу и личности культового режиссера. Никакой напыщенности не было, Балабанова вспоминали без всхлипов. «Сказал бы «земля ему пухом», да в России земля жесткая», – подытожил речи Сергей Бодров. Год – слишком небольшой срок, чтобы обжить пустоту, образовавшуюся после ухода художника столь масштабного и важного. И нестарого.
Напоследок – о событии, которое, кажется, в самой меньшей степени обсуждается в Канне, но занимает первые строчки новостей в Париже, Москве и других метрополиях. Речь о фильме режиссера Абель Феррара «Добро пожаловать в Нью-Йорк» с Жераром Депардье в главной роли. Сюжет его частично основан на известной главе биографии бывшего главы МВФ Доминика Стросс-Кана. Картину изначально хотели включить в официальную программу Каннского кинофестиваля, но в итоге не стали показывать даже вне конкурса – как сообщается, из-за очень сильного давления со стороны окружения Стросс-Кана.
Мировая премьера прошла почти подпольно – в одной из городских гостиниц. По некоторым данным, в западной прессе Стросс-Кан намерен подать в суд на создателей фильма. В ближайшее время картину обещают выложить в Интернет – для бесплатного просмотра.
Канны