Легендарная пятерка. Кадр из фильма REDARMY
Трудной оказалась дорога на фестиваль для тех его гостей и участников, которые прилетели в аэропорт Ниццы в день открытия и в течение следующих суток (а это тысячи людей!) – французские перевозчики именно это напряженное время выбрали для проведения очередной забастовки. Чертыхаясь и выбиваясь из сил, пассажиры тащили чемоданы в город и добирались до Канна кто как… Профсоюзы Франции, охочие до акций протеста, давно усвоили: чтобы вас услышали, предъявляйте свои требования в дни Каннского фестиваля. Одних журналистов тут собрано около 5 тыс. Резонанс обеспечен!
Журналистский корпус тут растет год от года. Это связано с увеличением количества интернет-СМИ и блогеров. Дирекция фестиваля все расширяет параметры, по которым можно получить аккредитацию, и в итоге очереди на показы достигают неимоверной длины. А в залах, рассчитанных на 3–5 тыс. человек, практически нет свободных мест, даже на сеансах второго конкурса «Особый взгляд». Кинофестивалей в мире проводится много, но этот – номер один. Для кинематографистов всех стран каннские селекционеры – верховные жрецы, способные вывести на арену всеобщего внимания или проигнорировать и тем низвергнуть в пропасть обиды и отчаяния. В каннском пуле – главные персоны мирового кино. Но трюк состоит в том, чтобы разбавить мэтров и звезд «темными лошадками». На текущий момент 67-го фестиваля сенсаций не произошло, в лидерах – признанные мастера: британец Майк Ли с жизнеописанием знаменитого художника Уильяма Тернера «Мистер Тернер» и турок Нури Бильге Джейлан с трехчасовой экзистенциальной драмой «Зимняя спячка».
«Мистер Тернер» вроде похож на многие добротные британские фильмы, с потрясающей исторической фактурой, воссозданной точно и полно, с ансамблем актеров знаменитой английской школы. И все-таки есть то, что выделяет картину из милого ряда. Перефразируя Станиславского, можно назвать предмет интереса авторов «жизнью артистического духа». Дар художника – награда и мучение, и путь экранного Уильяма Тернера это только подтверждает. Он живет по наитию – то что-то позовет его в морской городок, то бросит обратно в лондонскую мастерскую. Пожилой чудак неопрятен, груб, хмур, в среде коллег его побаиваются, но уважают. И ему преданы женщины! Какая-то сила, оригинальность характера привлекает их в этом затрапезном, небогатом джентльмене. Исполнивший роль Тернера Тимоти Сполл вполне может претендовать на приз фестиваля за главную мужскую роль. От него тут потребовалось мастерство перевоплощения, и он его задействовал на все сто.
Но уже наметился конкурент Тимоти Сполла – это турецкий актер Халук Бильгинер, исполнивший роль в фильме Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка». Его герой, пожилой импозантный мужчина, в прошлом актер, живет в горах, далеко от Стамбула. Там он держит нестандартную гостиницу, укрытую в скалах. И работает над книгой – первой полной историей турецкого театра. В общем-то, «Зимняя спячка» состоит из разговоров. Сам Айдын, его молодая жена, его сестра – каждый переживает внутренний кризис, каждый несчастен на свой лад. Такое кино мог бы снять Чехов, будь он кинорежиссером… «Зимняя спячка» – не первый фильм Джейлана, насквозь пропитанный чеховскими мотивами. Драма повседневности, несбывшихся желаний, непонимания. Многие в кулуарах говорят: фильм длинный, неплохо бы сократить (имея в виду и очевидные предстоящие проблемы в прокате). Странная претензия. В театре мы смотрим трех-четырехчасовой спектакль и не ворчим по поводу длиннот. Тягучий ритм картины создает тот объем жизни, что не укладывается в классическое кинодраматургическое понятие story. Но тем и прекрасен кинематограф Джейлана. Это путешествие в глубь души – как у Тарковского, Антониони.
В неконкурсной программе показали американский документальный фильм REDARMY (имеется в виду название спортивного клуба ЦСКА), который сделал режиссер Гейб Польски, сын советских эмигрантов. В нем прослежены судьбы звезд советского хоккея, во времена перестройки подавшихся на Запад. Основной герой – Вячеслав Фетисов, и предстает он на экране не в лучшем свете. Знаменитый спортсмен, ныне – чиновник, довольно груб в общении с интервьюером. Воспоминания о последнем периоде работы в советской сборной полны язвительных комментариев, выдают обиду на товарищей и тренера Виктора Тихонова. Вообще все они, любимцы миллионов советских граждан, в картине Гейба Польски выглядят уставшими людьми, с горечью вспоминающими молодые годы. Владислав Третьяк говорит, что по полгода не видел семью, его не узнавали собственные дети. Конечно, REDARMY – ангажированное произведение, фокус на систему советского спорта взят критический. Но такой взгляд имеет право на существование, и живые интервью наших хоккеистов исключают подозрения в подтасовке фактов.
Начали работу Каннский кинорынок и павильоны национальных кинематографий. На открытии Российского павильона собралось столько людей, что места решительно не хватило – это хороший знак, но и очередная констатация насущной необходимости не жалеть средств на аренду большей площади. В конце недели там прошли презентации короткометражных фильмов – участников каннских программ, представление картин, готовых к дистрибьюции, и проектов, создатели которых ищут зарубежных партнеров.
Канн