Александра Ребенок претендует на приз за лучшую женскую роль. Кадр из фильма «До свидания, мама»
Вчера вечером состоялось торжественное открытие 67-го Каннского кинофестиваля, в основном конкурсе которого на сей раз участвует российский фильм. Это «Левиафан» Андрея Звягинцева. Как сложится судьба картины на Лазурном Берегу, отметит ли ее высокое жюри под председательством режиссера Джейн Кэмпион – посмотрим. Зато известно, что каннский конкурсант Звягинцев сам скоро станет председателем жюри – на 25-м «Кинотавре» в Сочи.
Фестиваль на берегу Черного моря иные несведущие наши соотечественники называют «российским Канном» – мол, тоже у моря, и звезды в большом количестве позируют фотографам. Конечно, сравнивать эти смотры неправильно. Международный фестиваль-гигант и конкурс национального кино, пусть даже такой солидный, занимают совершенно разные ниши. «Кинотавру» в этом году исполняется 25 лет, 10 из которых у руля простоял Александр Роднянский. Сменив на посту президента «Кинотавра» Марка Рудинштейна, Роднянский объявил «перезагрузку» фестиваля – решил сменить курс с праздничного на деловой. Действительно, на сегодняшний день «Кинотавр» – главная площадка встречи всех сил отечественного кино. Серьезно выросло значение конкурса короткометражных фильмов – на него ходят помимо критиков продюсеры, ищущие молодых перспективных постановщиков. Питчинг проектов, тематические круглые столы – все это привлекает к фестивалю основных игроков российского кинопроцесса.
Какие изменения в жизни сочинского фестиваля произойдут после проведения Олимпиады – этот вопрос волновал многих постоянных участников «Кинотавра». «Откровенно говоря, я давно живу мечтой о фестивале с огромным количеством зрителей, – признался Роднянский на пресс-конференции, посвященной 25-му фестивалю. – И тут я рассчитываю на инфраструктуру постолимпийского Сочи. Именно она может изменить формат фестиваля: из сугубо цехового мероприятия, в котором принимают участие только аккредитованные профессионалы, он превратится в большое зрительское событие». Но пока это остается мечтой президента «Кинотавра», так как сам же он оговаривается: «Олимпийские объекты создавались без учета возможности кинопоказа», то есть желание расширить фестиваль есть, а реальных способов задействовать в его жизни олимпийские строения пока нет.
Если же говорить об основной составляющей фестиваля, о кино, то главной особенностью нынешнего смотра станет необыкновенно большая доля дебютов и фильмов, сделанных режиссерами-женщинами. «Восемь женщин в конкурсе! – сообщила программный директор фестиваля Ситора Алиева. – Тотальная феминизация кинорежиссуры – это мировая тенденция, и вот мы видим ее в действии на нашем фестивале. Похоже, следует говорить о новом – женском – этапе развития российского кино». Самой маститой из этих восьми дам стоит считать Светлану Проскурину – она покажет на «Кинотавре» фильм «До свидания, мама», который сняла в тандеме с продюсером Сабиной Еремеевой – представительницей феминизации в соседнем цехе продюсеров. Ольга Дыховичная – продюсер (и исполнительница одной из главных ролей) нового фильма Ангелины Никоновой «Велкамхом». Наталья Мокрицкая продюсировала фильмы недавнего призера сочинского фестиваля Михаила Сегала «Кино про Алексеева» и дебютанта в игровом кино, молодого документалиста Ивана Твердовского «Класс коррекции». Елена Степанищева – продюсер также «перебежчицы» из документального цеха, режиссера Натальи Мещаниновой. Девушки представят на «Кинотавре» фильм «Комбинат Надежда». Мещанинова – ученица Марины Разбежкиной, равно как и еще одна участница основного конкурса, дебютантка Тамара Дондурей с фильмом про обитателей хосписа «21 день». «Я не знаю, документальный это фильм или игровой, – призналась Ситора Алиева. – Но знаю, что без документального кино сейчас фестиваль в России нельзя делать. Оно набирает обороты быстрее, чем игровое».
Также в конкурсе 25-го «Кинотавра» – Юрий Быков с новым фильмом «Дурак». «Это история про сантехника, который борется с государственной машиной» – вот как представили сюжет фильма. Это интригует.
В предстоящем конкурсе главного фестиваля российского кино нет имен режиссеров-суперзвезд, что, конечно, несколько печалит. Зато присутствие новых, совсем молодых авторов вносит интригу – кто они, что они сделали, не появится ли среди них новая звездочка? Посмотрим. 25-й «Кинотавр» откроется в Сочи 1 июня.