Последние штрихи перед приемом звезд. Фото Reuters
Премьерой фильма Оливье Даана «Принцесса Монако» продолжилась церемония открытия главного киносмотра мира. От этой версии семейной истории княжеского дома уже успели откреститься дети легендарной княгини Грейс. Но, кажется, создателей байопика реакция родных не сильно смущает. Все равно на фильм пойдут. Во-первых, это «королевское кино» – эстетика дворцов, атмосфера придворных интриг завораживает зрителя. Во-вторых, конечно, это очередной фильм с такими любимцами публики, как Николь Кидман и Тим Рот. Они сыграли князя и княгиню Монако – Ренье III и Грейс Келли.
С постера 67-го Каннского кинофестиваля лукаво улыбается Марчелло Мастроянни – молодой, красивый, такой, каким он был в легендарном фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной». Картинка эта напоминает о золотом веке кинематографа. Впрочем, нынешний каннский конкурс тоже можно назвать золотым! Даже здесь не каждый год сходятся в соревновании носители столь громких имен. Умиляет соседство в конкурсном списке двух звезд франкофонного кино: 83-летнего Жан-Люка Годара и 25-летнего Ксавье Долана. Последнего наконец «перевели» из второго каннского конкурса «Особый взгляд» в основной. А Годар выступает (в который раз в своей жизни!) с очередным экспериментом, его новый фильм «Слова, прощайте!» обещает бессловесное кино о престарелых супругах, которые перестали общаться друг с другом. Посмотрим, что вышло из-под «пера» великого мастера после многих лет молчания. Последний фильм другого классика, 91-летнего Алена Рене, показанный на Берлинском кинофестивале в феврале, стал очередным примером того, что в почтенном возрасте мэтры порой решаются на послания, которые трудно прочитать…
Кстати, «по паспорту» фильм Жан-Люка Годара – не французский, а швейцарский. А Франция представлена в конкурсе тремя фильмами. Один из них – «Сен-Лоран» Бертрана Бонелло с Гаспаром Ульелем в роли великого кутюрье. Примечательно, что это второй фильм о Сен-Лоране в этом сезоне. Первый – «Ив Сен-Лоран» Джалиля Леспера – уже вышел на экраны во всем мире и у нас. Друг и партнер Сен-Лорана, 83-летний Пьер Берже недоволен обеими кинобиографиями, но Бонелло высказался в прессе в том духе, что не гнался за одобрением «живого свидетеля», а представил свой образ кутюрье.
«Поиск» Мишеля Хазанавичуса (обладателя всех мыслимых наград за фильм «Артист») также представляет Францию, а посвящен он событиям в Чечне, снимался в Грузии. Третий фильм от Франции – «Зильс Мария» Оливье Ассайаса, где в неглавных ролях задействованы Жюльетт Бинош и прекрасный немецкий актер Ларс Эйдингер, а также голливудская дива-старлетка Кристен Стюарт.
От России – «Левиафан» Андрея Звягинцева, но ждать его долго, он будет показан в самом конце конкурсного марафона. Несколько дней назад продюсер картины Александр Роднянский высказал озабоченность по поводу прокатной судьбы картины – в ней содержится изрядное количество ненормативной лексики, попросту мата, что никак не помешает показу фильма на фестивалях (на фестивальные показы запрет не распространяется), а вот дальнейшие планы придется корректировать. Вернее, увы, корректировать придется сам фильм. «Для получения прокатного удостоверения в России придется проделать какие-то манипуляции, изъять мат, – сказал Роднянский. – Но на картине это скажется плохо, болезненно…»
На день позже после открытия фестиваля, сегодня, открывается и Каннский кинорынок, а также «Международная деревня» – территория павильонов-представительств кинематографий разных стран. Естественно, в ней есть и российский павильон, в нем готовятся провести пресс-конференции по российским фильмам-участникам, презентации проектов, претендующих на копродукцию. «Деревня» раскинулась вдоль набережной и пляжей, тут идет невидимая постороннему взгляду, но очень бурная жизнь – здесь, а также в пространстве кинорынка определяется кинематографический год. Заключаются многочисленные сделки, находятся партнеры, инвесторы, промоутеры. На деловых «задворках» фестиваля закладываются основы будущих фестивалей – здесь начинаются судьбы тех фильмов, которые потом будут сняты и представлены фестивальной публике.
Канны