Подходит к концу апрель, подаривший киноманам несколько первоклассных фильмов прошлогодних (и даже одного позапрошлогоднего!) мировых фестивалей. Жалко, что картины доходят до нашего зрителя так поздно. И чаще всего прокат важных фильмов – ограниченный. Денег на рекламу у отважных прокатчиков, что берутся за эти фильмы, в обрез. Теперь над зарубежным авторским кино нависла новая угроза: российские законодатели грозятся ввести особые пошлины на импортные фильмы «с низким коммерческим потенциалом». Тревожная, вовсе не обнадеживающая тенденция. И все-таки в уходящем месяце нам удалось и еще удастся многое увидеть. Вспоминаем и оцениваем фильмы по 10-балльной шкале.
«Выживут только любовники»
Режиссер – Джим Джармуш. Великобритания, Германия. Эпизод из жизни вампирского семейства. Фильм – участник основного конкурса 66-го Каннского кинофестиваля.
Сценарий – 10
Режиссура – 10
Актерская игра – 10
Картинка – 10
Изысканное кино, полное мягкого и грустноватого юмора. Реакция гуру киноманов Джима Джармуша на всеобщее увлечение киновампирами. История очередной встречи вечно молодых и прекрасных кровососов разыграна отличными актерами: Тильдой Суинтон, Томом Хиддлстоном и Миа Васиковски. Героиня последней – довольно ветреная девица, из-за которой у ее сестры Евы возникают проблемы. А герои Хиддлстона и Суинтон – вампиры-любовники Адам и Ева – представлены Джармушем как утонченные, красивые существа, ценители подлинного искусства. Они даже кровь теперь добывают не из шей мирных граждан, а из больничных пластиковых пакетов. «Любовников» ждали поклонники Джармуша по всему миру. И они не обманулись в своих ожиданиях.
40 очков
«Том на ферме»
Режиссер – Ксавье Долан. Канада, Франция. Драма. Приз ФИПРЕССИ на 70-м Венецианском кинофестивале.
Сценарий – 9
Режиссура – 10
Актерская игра – 10
Картинка – 10
Герой приезжает на похороны своего любовника из столицы в деревню. И застревает на ферме. Странные, мучительные отношения завязываются с братом усопшего. Том явно участвует в тяжелой семейной игре, в разборках другого человека с прошлым. Главного героя сыграл сам Долан – человек с лицом персонажа какой-нибудь работы Боттичелли. «Том на ферме» – фильм высокого напряжения. Энергия физического влечения буквально искрит, но сильна также атмосфера тревожной неизвестности – что кроется в прошлом тяжелой патриархальной семьи?..
39 очков
«Побудь в моей шкуре»
Режиссер – Джонатан Глейзер. Великобритания. Триллер. Фильм – участник основного конкурса 70-го Венецианского кинофестиваля.
Сценарий – 8
Режиссура – 8
Актерская игра – 9
Картинка – 9
Экранизация одноименного романа Майкла Фабера, осуществленная востребованным клипмейкером Джонатаном Глейзером. Кино странное, моментами раздражающее, но оторваться от него нельзя. Это довольно страшненькая история про инопланетянку, засланку вражеских межгалактических сил, которая высадилась на планете Земля (конкретно – в Шотландии), вселилась в тело погибшей проститутки и стала, будто сирена, заманивать в гибельное инфернальное пространство крепких молодых мужиков. Они идут за ней, ослепленные желанием, и вдруг – бац, повисают в черной пустоте и медленно отдают душу – не богу, а зловещим боссам инопланетянки. Каждый посмотрит на эту сказку в своем ракурсе – мистическом, философском, просто фантастическом. Но все (мужская часть аудитории особенно!) будут рады видеть в роли пришелицы-сирены Скарлетт Йоханссон. Соблазняя своих жертв, она скидывает с себя абсолютно все одежды.
34 очка
«Глория»
Режиссер – Себастьян Лелио. Чили, Испания. Трагикомедия. «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль 63-го Берлинского кинофестиваля.
Сценарий – 8
Режиссура – 8
Актерская игра – 9
Картинка – 7
«Говорят, на кладбище хорошо знакомиться!» – говорила героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит». Героиня фильма Себастьяна Лелио тоже надеется обрести позднее женское счастье. У Глории взрослые дети и уже даже есть внук. Мужа нет. Работа еще есть, но вечерами и в выходные ей очень одиноко. Однако женщина не унывает. Она надевает туфли на каблуках, нарядное платье и отправляется в клуб для тех, кому за... Иногда там попадаются интересные экземпляры, и роман с одним из них составил основной сюжет этого фильма – смешного и грустного, как любая история искусственных поисков любви.
32 очка
«Диалоги»
Режиссер – Ира Волкова. Россия. Альманах из пяти новелл. Фильм – участник основного конкурса 24-го фестиваля «Кинотавр».
Сценарий – 8
Режиссура – 7
Актерская игра – 7
Картинка – 7
Подборка зарисовок об отношениях людей – обычных людей, таких, какие живут вокруг нас. Новеллы вышли очень неравноценными по качеству – и это основная претензия к альманаху. Причем лучшей получилась та, где задействованы актеры неизвестные. А диалоги героев Владимира Меньшова и Евгения Стычкина, Ольги Сутуловой и Евгения Цыганова полны проявлений неукрощенной актерской страсти к ярким исполнительским краскам. Фильм обладает обаянием проникновенности – ведь сюжеты будто о наших друзьях-раздолбаях, о проблемных родственниках. И в то же время есть в нем сентиментальность, даже приторность. «Диалоги» – дебют в полнометражном игровом кино молодой документалистки Иры Волковой. Возможно, болезни роста пройдут в ходе работы над следующим фильмом.
29 очков