Александр Велединский сообщил опаздывающему Константину Хабенскому о победе. Фото РИА Новости
Нынешние итоги голосования академиков «Ники» примирили с затрапезностью церемонии вручения наград. Она снова проходила в тесном Театре оперетты, с многочисленными выходами артистов этой самой оперетты, и закончилась за полночь. Триумфа команды фильма «Географ глобус пропил» дождались не все. Впрочем, не так важно, что зрительный зал к началу первого поредел. Главное – не оправдались дурные предчувствия тех, кто тоскливо предрекал победу «Сталинграда».
Действительно, «Сталинград» оказался в номинации «Лучший игровой фильм», то есть академики в первом туре голосования его не отсеяли, допустили к соревнованию. И это несмотря на шлейф завистливых (но не беспочвенных!) слухов о нереальных госинвестициях в бюджет этого «военно-патриотического кино», несмотря на мутную историю выдвижения блокбастера на «Оскар». В памяти свежа «Ника» 2006-го, на которой победила «9 рота» того же Федора Бондарчука – люди в зале были удивлены и переговаривались: «Ты за нее голосовал?» – «Нет. А ты?» – «Тоже нет». Обсуждали таинственное совпадение: «9 роту» продюсировал Александр Роднянский, в то время он руководил телеканалом СТС – на нем должны были показывать трансляцию церемонии. В этот раз на «Нику» также прибыли Бондарчук, Роднянский, но за призами им на сцену не довелось подняться. «Сталинград» отмечен за работу художника, художника по костюмам и звукорежиссера. Еще один блокбастер, затесавшийся в компанию лауреатов 27-й «Ники», – фильм-катастрофа «Метро». Академики премировали операторов, работавших на масштабной картине – Сергея Астахова и Сергея Шульца.
Итак, справедливость на «Нике» восторжествовала: «Географ» занял действительно причитающиеся ему позиции, а открытием года признан молодой режиссер Жора Крыжовников, автор взорвавшей прокат комедии «Горько!». Думается, победа в основных номинациях у него еще впереди, а к чести «Ники» стоит отнести то, что она не пролетела мимо яркого дебютанта. Экранизация популярного романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» – лучший фильм года по версии академии, плюс «Нику» получили режиссер Александр Велединский, исполнители главных ролей Константин Хабенский и Елена Лядова, автор музыки к фильму Алексей Зубарев. Это у команды картины вторая столь солидная коллекция призов после «Кинотавра». Надо признать, успех заслуженный, и его можно было даже дополнить наградой за работу оператора Владимира Башты, но тот почему-то даже не вошел в список номинантов. «Географ» – удивительный по нашим временам случай: хорошее кино для широкого зрителя. Конечно, успех во многом определил литературный источник – отличная история из жизни среднестатистического российского человека. Но сколько мы знаем примеров загубленных экранизаций! Конечно, Велединский влюблен в материал, он знает и чувствует натуру своих героев – смешных, непутевых, живых людей. Человеческая, проникновенная интонация фильма так покоряет и выделяет его на фоне других, более изысканных и новаторских картин года. «Счастье не за горами» – такой слоган составлен из огромных букв на берегу Камы в Перми, где разворачивается действие романа и фильма. Кажется, это такой эпиграф-издевка, что-то желанное и недостижимое, как счастье в нашей жизни.
За «кино социального беспокойства» отвечали в списке номинантов Юрий Быков с фильмом «Майор» и Борис Хлебников с «Долгой счастливой жизнью». Последний, увы, прошел «по касательной» и премии, и вообще кинематографический год. А Быков награжден «Никой» за роль второго плана, которую исполнил в собственном фильме. Он поднялся на сцену счастливый, с галстуком на боку и сообщил, что… мечты сбываются. Он окончил актерский факультет ВГИКа и однажды запальчиво заявил кому-то, что хочет писать сценарий, снимать фильм и играть сам! Прошло несколько лет, и он написал сценарий, снял по нему фильм «Майор», сыграл в нем важную роль – и вот, получил престижную премию за работу «по профессии». «Майор» участвовал в каннской Неделе критики, потом в конкурсе «Кинотавра» и многих других фестивалей. Быков – очень живой, порывистый человек, наблюдать за тем, что он делает и как проявляется, чрезвычайно интересно. Неизвестно еще, что он делает лучше – сочиняет, снимает или играет, пусть он продолжает проявляться на всех поприщах. История нашего кино знает пример Василия Шукшина – самобытного талантливого автора, которому были подвластны разные жанры.
Особенность «Ники» – внимание к кино ближнего зарубежья. В номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» победили две картины: литовская «Экскурсантка» Аудрюса Юзенаса (приз получал снявшийся в ней Сергей Гармаш) и «Хайтарма» Ахтема Сейтаблаева, на момент создания и подачи документов на «Нику» представлявшая Украину. В переводе с татарского «хайтарма» – возвращение. Фильм о депортации и последствиях депортации крымских татар. Против ожиданий, выход Сейтаблаева за наградой не превратился в номер с политическим окрасом, режиссер произнес краткую речь, отметил, что фильм чрезвычайно важен для крымских татар, а снимала его многонациональная команда: русские, украинцы и всего четыре татарина («Недавно мы заседали в Фонде межгосударственного сотрудничества СНГ, – заметил «вручант» Михаил Швыдкой, – так Украину представлял человек по фамилии Иванов, а Россию – я, Швыдкой…»).
Украина изрядно присутствует в фильме Виталия Манского «Труба», который признан на «Нике» лучшим неигровым фильмом. Напомним, что команда Манского предприняла путешествие вдоль газопровода из России в Европу и запечатлела, как трудно живут люди в двух шагах от золотоносного потока. Невеселый мультфильм «Ку! Кин-дза-дза», также рождающий размышления об особенностях постсоветского сознания, отмечен «Никой» в разделе «Лучший анимационный фильм». Награду принимала сорежиссер Георгия Данелии Татьяна Ильина, а приболевший мэтр обратился к залу с видеопосланием.