В столице завершился 5-й кинофестиваль «Из Венеции в Москву». Задача устроителей – показать москвичам те итальянские фильмы, что принимали участие в программах очередного Венецианского кинофестиваля, или, как принято называть его в международной профессиональной среде, Мостры. Нынешней осенью Мостра прошла в 70-й раз! В истории старейшего кинофестиваля были разные периоды, что правдиво отразили авторы юбилейных хроникальных роликов – такие крутили на 70-м смотре перед каждым сеансом. Венецианский фестиваль по-прежнему играет в высшей лиге, но общемировой фестивальный бум заставляет руководителей смотров быть начеку. Вот, например, бывший арт-директор Мостры Марко Мюллер ушел из Венеции и встал во главе молодого Римского кинофестиваля… Вообще интриги и страсти в фестивальных верхах не уступают страшным сказкам о театральном закулисье. Интересно узнать, какие рычаги приводят в движение такой сложный и тонкий механизм, как фестиваль. Здесь творческий и человеческий фактор сопряжен с логистикой – все должно работать как часы. В числе гостей фестиваля «Из Венеции в Москву» оказался Луиджи КУЧИНЬЕЛЛО – директор-организатор Мостры, то есть человек, на чьи плечи ложится весь груз практических забот. С ним встретилась корреспондент «НГ» Дарья БОРИСОВА.
– Господин директор, на острове Лидо, где проходит ваш фестиваль, так и нет Фестивального дворца. В Москве его тоже нет, и нам это доставляет массу неудобств. Как вы умудряетесь сделать отсутствие единого современного центра практически незаметным для участников?
– Мы реализуем проект расширения существующих помещений. Два года назад мы провели реконструкцию Sala Grande (Большой зал, в котором проходят церемонии и премьеры. – «НГ»). В этом году вложим 6 миллионов евро в реконструкцию Sala Darsena (зал для пресс-показов. – «НГ»). После завершения работ он сможет принять 1450 зрителей. Этот зал давно нуждался в реставрации, и наконец это случится благодаря средствам биеннале (Венецианский кинофестиваль – составная часть большой Венецианской биеннале искусств. – «НГ») и средствам муниципалитета города Венеция.
– А ведь попытка построить Фестивальный дворец была. Мы до сих пор видим около Sala Grande огромный котлован, затянутый сеткой…
– Мы уже сократили котлован наполовину. Больше мы в этой истории не участвуем! Муниципалитет города Венеция решит, что делать с ямой.
– В имеющихся помещениях фестивалю тесно?
– Слушайте, вы же с организатором говорите! Я всегда скажу: залов не хватает! Чем больше у меня залов, тем больше мероприятий и показов я смогу устроить. Того, что есть, никогда не достаточно… Но последние преобразования, которые мы инициировали, значительно улучшили ситуацию.
– Вы ведете статистику прибавления или уменьшения аккредитованных лиц, зрителей?
– Конечно, у нас есть отделы по взаимодействию с журналистами и зрителями, по окончании каждого фестиваля мы обобщаем данные, изучаем динамику.
В последние годы заметно увеличились объемы продаж билетов. Потому что у нас стало больше залов, мест. И потому, что мы стали продавать билеты посредством Интернета.
В отличие от таких фестивальных столиц, как Берлин или Москва, в Венеции не так много жителей. Продавая билеты в Интернете, мы расширяем аудиторию – люди из других городов могут заранее позаботиться о том, как попасть на сеансы. И они приезжают в большом количестве.
– Сеньор Кучиньелло, в чем особенность логистики на вашем фестивале? Город-то особенный, добраться от одной точки до другой можно только по воде…
– Да, для нас основной вопрос – транспортный. Это и вопрос, и проблема… Нам, чтобы уложиться в расписание, надо быть уверенными в транспорте. А ведь одновременно с кинофестивалем в Венеции проходят и другие мероприятия. Например, историческая регата. Передвижения судов, переплетения их водных путей создают нам проблемы…
Но для наших гостей мы создали бесплатное водное такси, которое перевозит с Лидо на Сан-Марко и обратно аккредитованных на фестивале пассажиров. Уже три года оно действует.
– Стоит чуть отойти от фестивальных объектов, как видишь: на Лидо идет размеренная курортная жизнь. Как относятся к фестивалю отдыхающие?
– Честно говоря, я не думаю, что наш фестиваль производит такой уж шум и суматоху, чтобы мешать. Мне-то кажется, он украшает жизнь и участников, и отдыхающих! Все-таки к концу августа курортный сезон немного сворачивается. Отдыхающих уже меньше, и они, в свою очередь, не создают нам проблем. Да и не станешь говорить о суете Венецианского фестиваля, если бывал в Каннах… Вот где настоящая суета, и даже несколько агрессивная атмосфера – как со стороны участников, так и со стороны организаторов. А ведь Канны – тоже курорт.
– Особенно приятное впечатление на вашем фестивале – предупредительные помощники, контролеры у залов. Как попадают в вашу команду эти юноши и девушки?
– Каждый год мы назначаем конкурс для компаний, которым можем доверить подбор персонала. Последние годы его выигрывает одна и та же венецианская компания. Нас устраивает, что они предлагают. По цене и качеству обслуживания. Но они должны руководствоваться нашим главным требованием: гостей фестиваля необходимо встречать с истинно итальянской любезностью. Особенно журналистов!
Вообще команда фестиваля очень стабильная – много лет уже почти никто не уходит и не приходит.
– Вам приходится отстаивать свои запросы, спорить с коллективами других мероприятий биеннале в период распределения бюджета?
– Нет. Дело в том, что руководство биеннале доверило мне, кроме киносмотра, еще фестивали танца, музыки и театра. Все это в моих руках, и я не могу конкурировать сам с собой…
– Господин директор, нам всегда хочется узнать, что происходит в комнате совещаний жюри… Все председатели судейских команд обычно говорят на закрытии: «Мы работали напряженно, но дружно». Вам-то известно больше!
– Формируя жюри, мы сводим вместе девять человек, чаще всего незнакомых друг с другом. Они из разных стран, из разных культурных миров. Они смотрят фильмы, сделанные в разных странах, в полярных культурных традициях, идеологиях. И так – в течение десяти дней, по три фильма в день, а иные из них длятся больше трех часов! Подчеркну – это фильмы, которые никто раньше не видел, члены жюри должны без чьей-либо помощи найти ключи к каждому из 22 предложенных нами фильмов. А потом за полдня они должны распределить призы! И когда они говорят на закрытии, что напряженно работали, они не лукавят. Я бесконечно уважаю всех членов всех жюри!
– Были ли экстремальные ситуации на вашей памяти? Когда возникал раздор между судьями, например?
– Может, когда-то что-то и случалось. В период моей работы члены жюри вели себя хорошо и выносили вердикты в соответствии с теми сроками, которые мы назначали.