Неправду говорили, что неожиданных архивных находок уже не сделать. Фото РИА Новости
В нынешнем году фестиваль Госфильмофонда стал, что называется, «праздником со слезами на глазах». Так уж случилось, что в 2013-м ушли из жизни люди, которых можно назвать душой «Белых столбов»: создатель, вдохновитель и художественный руководитель фестиваля Владимир Дмитриев, киноведы-архивисты Валерий Босенко и Евгений Барыкин. В фестивальные дни утрата была особенно ощутима – все так привыкли общаться с ними в кулуарах, видеть их в зале, на фоне белого экрана, представляющих фильмы и программы, рассказывающих о поисках и находках, направлениях и персонажах в истории кино.
Специально для фестиваля был создан фильм «Дмитриев» (режиссер Иван Твердовский) – вполне закономерно, что именно он был показан на открытии. Мы увидели не только ученого, но доброго, веселого, чуткого человека – что, разумеется, ни для кого из гостей фестиваля не стало неожиданностью. Все участники форума то и дело говорили и думали, что сказал бы по тому или иному поводу Владимир Юрьевич, над чем бы пошутил, как бы посмеялся. «Конечно, фестиваль будет меняться, – сказал молодой преемник Владимира Дмитриева, киновед и архивист Петр Багров, – но в этом году это еще фестиваль Дмитриева».
Программа фестиваля включала в себя все традиционные рубрики: архивные находки, юбилейные даты великих, кинопробы (рубрика, возникшая недавно, стала одной из самых интересных), восстановленные фильмы, In memoriam – показы памяти коллег. Появилась и новая рубрика – «Приключение киноцитаты», которая дает наглядное представление о творческом диалоге кинематографистов со своими предшественниками.
Ключевая тема нынешней фестивальной программы – архивные находки. В последнее время нередко приходилось слышать, что значительных открытий в архивном деле уже не предвидится, однако это не так: на этот год их пришлось немало, даже на следующий фестиваль кое-что остается. Просто ушло время романтики – таинственных чердаков и антресолей, где пылились загадочные коробки с пленкой. Сегодня неизвестные сокровища преспокойно лежат на полках крупнейших киноархивов разных стран. Лист дерева, как известно, проще всего спрятать в лесу, а книгу – в библиотеке. Время от времени архивисты обнаруживают в своих клондайках нечто, считавшееся утраченным или признанное несуществующим.
Скажем, «Паломничество любви» – последняя эмигрантская картина Якова Протазанова (1922, Германия) – более 50 лет лежала на полке американской синематеки. Американские архивисты с ней работали – заменяли датские титры на оригинальные, но у нас она до сих пор считалась утерянной. Эта картина – не только неизвестная страница творчества знаменитого режиссера; она интересна еще и тем, что в ней снялись сын Протазанова Георгий и звезда немецкого кино Густав фон Вагенхайм (известный по фильму «Носферату»).
В каталоге Госфильмофонда значилась только одна часть картины известного режиссера Ольги Преображенской «Аня» (1927), оказалось, что на самом деле – их там четыре. Детство и революция, детство и Гражданская война – эти темы имеют здесь куда более трагическое звучание, нежели в «Красных дьяволятах». Недавно в том же Госфильмофонде – новое открытие: несколько картин знаменитого «Кинопоезда». Это кинофабрика на колесах, созданная в 1931 году Александром Медведкиным. Размещаясь в трех вагонах, «Кинопоезд» реагировал на различные события в трудовой жизни страны; всего за три года им было создано около 120 фильмов. Сочетание документальных и художественных приемов, участие в фильмах актеров-мейерхольдовцев делают эту находку поистине бесценным памятником эпохи.
На этот раз здесь много зарубежных гостей: представители киноархивов, институтов, университетов и киноклубов Белоруссии, Чехии, Великобритании, Австрии, США, Германии, Японии, Греции. К сожалению, по известным причинам не смогли приехать киноведы и архивисты Украины. У каждого фестиваля своя аудитория. Окинув взглядом зал, видишь лица известных киноведов и историков кино, зарубежных гостей – седые мудрые головы и… совсем, совсем мало молодежи: группа студентов Санкт-Петербургского университета кино и телевидения да несколько студентов и аспирантов ВГИКа.
Вспомнилась одна из мыслей Дмитриева, которую он неоднократно повторял в своих интервью: современные кинематографисты не знают истории отечественного кино, что сказывается на их творчестве. «Все современное кино, – говорил Владимир Юрьевич, – выросло на предшествующем великом кинематографе – французском, американском, советском. Его знать необходимо. Режиссер должен смотреть на большом экране (только на большом экране глаз режиссера учится работать с глубиной кадра, с композицией) десятки и сотни старых, в том числе и немых картин. Только тогда вы научитесь профессии».
Николай Изволов (киновед, преподаватель ВГИКа, непременный участник всех 18 фестивалей) – о необходимости вовлекать молодых профессионалов в жизнь ГФФ
Я занимаюсь со студентами четвертого курса – киноведами. Они ни разу не были в Госфильмофонде! Мы в советское время ездили с первого курса. Нынешние студенты даже не знают, нужно это им или не нужно. Значит, кто-то должен их побудить сюда приехать. Кстати говоря, ректор ВГИКа Владимир Сергеевич Малышев должен понимать эту проблему. Потому что он – бывший директор Госфильмофонда.