0
7016
Газета Кино Интернет-версия

03.03.2014 00:01:00

Таинственные появления утраченных фильмов

Тэги: кинофестиваль, архивное кино, белые столбы, подмосковье


кинофестиваль, архивное кино, белые столбы, подмосковье Неправду говорили, что неожиданных архивных находок уже не сделать. Фото РИА Новости

В нынешнем году фестиваль Госфильмофонда стал, что называется, «праздником со слезами на глазах». Так уж случилось, что в 2013-м ушли из жизни люди, которых можно назвать  душой «Белых столбов»: создатель, вдохновитель и художественный руководитель фестиваля Владимир Дмитриев, киноведы-архивисты Валерий Босенко и Евгений Барыкин. В фестивальные дни утрата была особенно ощутима – все так привыкли общаться с ними в кулуарах, видеть их в зале, на фоне белого экрана, представляющих фильмы и программы, рассказывающих о поисках и находках, направлениях и персонажах в истории кино.

Специально для фестиваля был создан фильм «Дмитриев» (режиссер Иван Твердовский) – вполне закономерно, что именно он был показан на открытии. Мы увидели не только ученого, но  доброго, веселого, чуткого человека – что, разумеется, ни для кого из гостей фестиваля не стало неожиданностью.  Все участники форума то и дело говорили и думали, что сказал бы по тому или иному поводу Владимир Юрьевич, над чем бы пошутил, как бы посмеялся. «Конечно, фестиваль будет меняться, – сказал молодой преемник Владимира Дмитриева, киновед и архивист Петр Багров, – но в этом году это еще фестиваль Дмитриева».

Программа фестиваля включала в себя все традиционные рубрики: архивные находки, юбилейные даты великих, кинопробы (рубрика, возникшая недавно, стала одной из самых интересных), восстановленные фильмы, In memoriam – показы памяти коллег. Появилась и новая рубрика – «Приключение киноцитаты», которая дает наглядное представление о творческом диалоге кинематографистов со своими предшественниками.

Ключевая тема нынешней фестивальной программы – архивные находки. В последнее время нередко приходилось слышать, что значительных открытий в архивном деле уже не предвидится, однако это не так: на этот год их пришлось немало, даже на следующий фестиваль кое-что остается. Просто ушло время романтики – таинственных чердаков и антресолей, где пылились загадочные коробки с пленкой.  Сегодня неизвестные сокровища преспокойно лежат на полках крупнейших киноархивов разных стран. Лист дерева, как известно, проще всего спрятать в лесу, а книгу – в библиотеке. Время от времени архивисты обнаруживают в своих клондайках нечто, считавшееся утраченным или признанное несуществующим.   

Скажем, «Паломничество любви» – последняя эмигрантская картина Якова Протазанова (1922, Германия) – более 50 лет лежала на полке  американской синематеки. Американские архивисты с ней работали – заменяли датские титры на оригинальные, но у нас она до сих пор считалась утерянной. Эта картина – не только неизвестная страница творчества знаменитого режиссера; она интересна еще и тем, что в ней снялись сын Протазанова Георгий и звезда немецкого кино Густав фон Вагенхайм (известный по фильму «Носферату»).  

В каталоге Госфильмофонда значилась только одна часть картины известного режиссера Ольги Преображенской «Аня» (1927), оказалось, что на самом деле – их там четыре. Детство и революция, детство и Гражданская война – эти темы имеют здесь куда более трагическое звучание, нежели в «Красных дьяволятах».  Недавно в том же Госфильмофонде  – новое открытие: несколько картин знаменитого «Кинопоезда». Это кинофабрика на колесах, созданная в 1931 году Александром Медведкиным. Размещаясь в трех вагонах, «Кинопоезд» реагировал на различные события в трудовой жизни страны; всего за три года им было создано около 120 фильмов. Сочетание документальных и художественных приемов, участие в фильмах актеров-мейерхольдовцев делают эту находку поистине бесценным памятником эпохи.      

На этот раз здесь много зарубежных гостей: представители киноархивов, институтов, университетов и киноклубов Белоруссии, Чехии,  Великобритании, Австрии, США, Германии, Японии, Греции. К сожалению, по известным причинам не смогли приехать киноведы и архивисты Украины. У каждого фестиваля своя аудитория. Окинув взглядом зал, видишь лица известных киноведов и историков кино, зарубежных гостей – седые мудрые головы и… совсем, совсем мало молодежи: группа студентов Санкт-Петербургского университета кино и телевидения да несколько студентов и аспирантов ВГИКа. 

Вспомнилась одна из мыслей Дмитриева, которую он  неоднократно повторял в своих интервью: современные кинематографисты не знают истории отечественного кино, что сказывается на их творчестве. «Все современное кино, – говорил Владимир Юрьевич, – выросло на предшествующем великом кинематографе – французском, американском, советском. Его знать необходимо. Режиссер должен смотреть на большом экране (только на большом экране глаз режиссера учится работать с глубиной кадра, с композицией) десятки и сотни старых, в том числе и немых картин. Только тогда вы научитесь профессии».

Николай Изволов  (киновед, преподаватель ВГИКа, непременный участник всех 18 фестивалей) – о необходимости вовлекать молодых профессионалов в жизнь ГФФ

Я занимаюсь со студентами четвертого курса – киноведами. Они ни разу не были в Госфильмофонде! Мы в советское время ездили с первого курса. Нынешние студенты даже не знают, нужно это им или не нужно. Значит, кто-то должен их побудить сюда приехать. Кстати говоря, ректор ВГИКа Владимир Сергеевич Малышев должен понимать эту проблему. Потому что он – бывший директор Госфильмофонда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
664
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
565
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
485
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
637

Другие новости