Нежные образы Хаяо Миядзаки. Кадр из фильма
Эпическое полотно «Ветер крепчает» – конечная остановка на творческом пути Миядзаки, этого гуру мировой анимации, автора полнометражных рисованных шедевров «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Рыбка Поньо на утесе». Мастеру уже за 70, и он решил уйти на покой.
Новость о том, что после «Ветра» ничего не будет, разнеслась в кулуарах 70-го Венецианского кинофестиваля, в основном конкурсе которого был показан фильм великого японского аниматора. Слух подтвердил на пресс-конференции Кожу Хошино, президент студии «Гибли» (ее основал Хаяо Миядзаки, на ней сделал все свои знаменитые фильмы). Сам режиссер в Венецию не приехал. Многие поклонники его кино опечалились, но тут же оговорились: однажды мастер уже пугал уходом – в 1997-м, после завершения «Принцессы Мононоке». И не ушел, а, напротив, вступил в пору небывалого расцвета, сделал культовые фильмы «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Рыбка Поньо на утесе»! Может, и на этот раз обойдется? Посмотрим!
Правда, трудно поверить в то, что еще есть одолимые вершины после «Ветра»… Нынешний фильм – совершенно эпическое полотно, его можно причислить к ряду самых важных произведений литературы и кино, осмысляющих XX век. Сразу после премьеры картины знатоки отметили: «Ветер крепчает» – наиболее реалистичная история Миядзаки. Имеется в виду, что в основе ее – судьбы людей, а не призраков, оборотней и рыбок. И контекст, в котором действуют герои, отнюдь не сказочный, а самый что ни на есть исторический. Речь идет о трудном, стыдном периоде в прошлом Японии. 1930-е, начало 40-х – зарождение и укрепление японского фашизма, милитаризация, война на стороне гитлеровской Германии. Волей-неволей в этом черном деле принимает участие главный герой фильма, талантливый конструктор и чрезвычайно хороший человек.
Образ Дзиро Хорикоси – собирательный. Одним из прототипов называют Тацуо Хори – летчика и писателя. Но вообще в герое «Ветра» слились черты многих энтузиастов того времени. Занималась заря авиации, и первопроходцы горели желанием подняться в небо. Они не знали, что их чудо-машины послужат делу войны. Очкарик Дзиро – гениальный инженер, именно он в итоге создаст знаменитый японский истребитель по прозвищу Зеро. Но отнюдь не о военной машине он мечтал. Мальчик с детства бредил небом, ему виделись огромные летательные аппараты с радостными детьми и нарядными родителями на борту. Эти фантастические многоуровневые «этажерки» – материализованные на экране мечты Дзиро – заставляют улыбнуться. Пассажиры запросто разгуливают по крыльям этих махин, радуются соседству облаков. В фантазиях Дзиро всегда присутствует некий инженер Капрони – фатоватый итальянец, автор причудливых летательных аппаратов. Он дразнит Дзиро и вдохновляет на новые свершения. Важные решения приходят к Дзиро во сне. Снов в фильме много. Дзиро – талантливый человек, и неважно, что его талант находит главное воплощение в технической сфере. Он так же талантлив в отношениях с людьми. Его сны и видения – сеансы поэтических наитий. Естественно, спутницей жизни Дзиро может быть женщина столь же удивительная, тонкая. Хрупкая Наоко – художница-импрессионистка – становится женой Дзиро, но счастье им отмерено недолгое. Ветер крепчает, коварный туберкулез точит Наоко и рано обрывает ее жизнь.
Мечта, любовь, война – все слилось в этой истории. Даже если вы не разделяете фанатичной привязанности к анимации Миядзаки (сам мультипликат действительно довольно однообразен), смотреть «Ветер» стоит именно потому, что это важный опыт осмысления прошлого. Это проникновенный гимн человеческой порядочности и верности. Путь Дзиро Хорикоси подтверждает: можно оставаться человеком даже в бесчеловечные времена. Сегодня такие вдохновляющие примеры очень нужны. «Ну что, ветер все еще дует? – периодически подмигивает инженер Капрони. – Значит, будем жить».