Режиссер Дяо Иман и актер Ляо Фань с золотыми медведями. Фото Reuters
В субботу прошла церемония награждения лауреатов Берлинале-2014. Главный приз в основном конкурсе получили авторы китайского фильма «Черный уголь, тонкий лед». Вообще церемония закрытия была окрашена в тона Поднебесной: на дорожке красовались многочисленные гости из Китая в оригинальных нарядах.
Несколько китайских фильмов соревновались за призы Берлинале, и жюри не оставило их без поощрения. «Серебряным медведем» за художественное решение отметили фильм Лоу Е «Массаж вслепую» – трогательную и длинную картину о том, какова жизнь незрячих врачей-массажистов.
Помимо «Золотого медведя» команда картины «Черный уголь, тонкий лед» увезла еще и приз за лучшую мужскую роль – ее сыграл Ляо Фань. По этим позициям решения жюри оказались неожиданными. Фильм Дяо Имана, конечно, далеко не худший в слабом конкурсе нынешнего фестиваля, но за пару дней до финала соревнования появился явный претендент на главную награду – фильм американца Ричарда Линклейтера «Отрочество». Линклейтер отмечен важным призом за режиссуру – но, конечно, именно он был достоин «Золотого медведя».
Реакция зала на пресс-показе – вот первая и самая важная оценка качества фильма, представленного на фестивале. И самой живой можно смело назвать реакцию на фильм «Отрочество» – а он длится больше двух часов. О проекте Ричарда Линклейтера давно было известно. Он снимал свой фильм в течение 12 лет и так запечатлел взросление мальчика Мэйсона. Мы встречаемся с мальчиком, когда ему семь лет, его сестре Саманте – чуть больше. А в финальных кадрах лицо Мэйсона покрывает юношеская бородка и он явно на пороге очередного романа. Удивительный случай: актеры разных возрастов и статусов прошли этот многолетний путь с режиссером-экспериментатором, никто не взбрыкнул и не сорвался. А ведь помимо детей в «Отрочестве» заняты известные и востребованные исполнители. Например, родителей Мэйсона и Саманты сыграли Патриция Аркетт и Итан Хоук. В роли Мэйсона снимался Эллар Колтрейн, а его сестру Саманту сыграла дочь режиссера Лорелей Линклейтер. Парочка подобрана с юмором и потрясающим знанием детской, подростковой сущности. Мэйсон – задумчивый, созерцательный парень. Саманта – эдакая мартышка, забавная кривляка и провокаторша. Жизнь подкидывает детям шанс раньше других набраться мудрости. А может, даже стать скептиками. Их молодые родители развелись, мать-блондинка меняет мужей, дети вынуждены кочевать по разным домам и выстраивать отношения с отчимами. В общем-то, в истории мальчика Мэйсона и его среднестатистической американской семьи нет ничего экстраординарного. Магия фильма Линклейтера – в тонких нюансах психологии, в том сочувствии, что он явно испытывает к человеку на пороге большой жизни. Невозможно не соотносить себя с героями его проникновенной картины – а именно в этом, как давно выяснили специалисты, залог успеха фильма у зрителей. Во время просмотра «Отрочества» вспоминался похожий эксперимент Никиты Михалкова, который когда-то сделал фильм «Анна: от 6 до 18». В означенных возрастных границах режиссер периодически снимал свою старшую дочь и потом сделал фильм, но – документальный. В основе картины Линклейтера, конечно, придуманная история, но заслуга режиссера именно в той предельной реалистичности, что достигнута была в работе. Актеры-профессионалы и дети существуют одинаково естественно и действительно превращаются на экране в семью.
Обидно за то, что не «Отрочество» сочли достойным главного приза Берлинале. Странно, что вторую по значимости награду – Гран-при жюри – судьи отдали Уэсу Андерсону за фильм «Отель «Гранд Будапешт». Не все разобрались, что эта картина, показанная на открытии фестиваля, принимает участие в конкурсном соревновании (мы, например, на этот счет ввели читателей в заблуждение, в связи с чем просим теперь прощения). Журналисты не особо серьезно к ней отнеслись, посчитав неудачным ходом мастера. Андерсон сотворил очередной странный мирок, отражающий большой мир в определенную эпоху, но фильм отчаянно пробуксовывает под тяжестью перенасыщенной конструкции. А вот история Дитриха и Анны Брюггеман, которая легла в основу фильма «Крестные муки», наоборот, проста и прозрачна. Она отмечена призом за лучший сценарий. Напомним, что героиня фильма, 14-летняя Мария, – наша современница, охваченная религиозным порывом. Тема больная для Европы, где католическая и протестантская традиции переживают кризис и порой дают вспышки фанатизма, не менее яркие, чем случаи мусульманского фундаментализма. В целом фильм Дитриха Брюггемана холодноват, начинающему режиссеру на хватает умения высечь искру эмоций. Но приз за сценарий в данном случае протеста не вызывает.
Но в целом призовому раскладу нельзя не удивиться. Изумление вызвала новость о том, что приз имени Альфреда Бауэра, который обычно вручают молодым и перспективным режиссерам, в этом году предназначили 91-летнему классику мирового кино Алену Рене. Его фильм «Жизнь Райли» участвовал в конкурсе, но до конца его досмотрели немногие… Оценили – и вовсе единицы. Это странный опус. Действие разворачивается в декорациях, и персонажи заняты в основном разговорами. На сцене (именно так хочется говорить в случае фильма Рене) – пожилые дамы и кавалеры, между ними какие-то сложные отношения, в основном настоянные на событиях прошлых лет. Признать в этом фильме прорыв к новым горизонтам кино, очевидно, могут лишь люди с чрезвычайно рафинированным сознанием, опережающим сегодняшний день…
64-й Берлинский кинофестиваль (в конкурсной своей части) подтвердил, что хороших фильмов на самом деле довольно мало. А фестивалей много. И устроителям фестивалей надо чем-то наполнять программы. А так как фестивальный маховик работает, внимание к выборке селекционеров-кураторов привлечено огромное, случайные и проходные фильмы рассматриваются порой как нечто достойное и даже особенное. Впрочем, любой фестиваль дает возможность выловить «рыбу» на свой вкус.
Берлин–Москва