Ларс фон Триер публику эпатировал, Ума Турман – развлекла. Фото Reuters
Главным событием начальных дней фестиваля стала премьера авторской версии фильма Ларса фон Триера «Нимфоманка. Часть первая». В Берлин пожаловал автор, хотя не каждый фестиваль он балует своим посещением. Естественно, великий Ларс снова фраппировал публику, появившись на пресс-конференции в футболке с надписью «Персона нон грата Каннского фестиваля. Официальный выбор жюри».
Действительно, в 2011 году дирекция Каннского фестиваля объявила Триера «невъездным» после его шутки на грани фола (на пресс-конференции тот проворчал: «Я отчасти понимаю Гитлера и даже в чем-то ему симпатизирую»). Тогда поднялся шум, мрачного датчанина заклеймили как антисемита и попросили отчалить с Лазурного Берега. В Берлин нынче он приехал с первой серией дилогии «Нимфоманка», где снова заявлена еврейская тема: герой Стеллана Скарсгарда – один из сквозных рассказчиков истории – проживает в мрачном мире (по мнению некоторых, это ад) и ходит за едой в лавку с кошерными продуктами. Однажды, по пути из лавки домой, он натыкается на побитую женщину. Она отказывается от медицинской помощи, но соглашается отлежаться у него дома. Там-то героиня Шарлотты Генсбур и рассказывает историю своей жизни. Джо – нимфоманка, ее ненасытный сексуальный аппетит тянет на настоящий диагноз.
Конечно, судить о «Нимфоманке» пока в полной мере не приходится – интрига явно разовьется и найдет разрешение во второй части фильма. Триер эффектно оборвал сюжет и тем заставил ждать продолжения. Пока можно сказать, что это снова история перверсии, за которой на самом деле – вопросы не столько психиатрического, сколько самого высокого философского толка. «Низ» и «верх» сместились в этом мире, и потому многие души пребывают в смятении, впадают в безумство и отчаяние. В нынешней части фильма героиня проходит перед нами путь с двухлетнего возраста и лет до 25.
На премьеру в Берлин приехали кроме Триера исполнители ролей: молодая актриса Стейси Мартин (обладательница нестандартного, асимметричного лица), Кристиан Слейтер, Стеллан Скарсгард и Ума Турман. Последняя стала королевой вечера – ее встречали толпы, а фотографы не отпускали очень долго. Эпизод Турман – один из лучших в картине. В свое время Катрин Денев попросилась к Триеру сниматься и блистательно сыграла в «Танцующей в темноте» роль второго плана. То же теперь продемонстрировала голливудская звезда Ума Турман. В отличие от Денев ей вообще достался эпизод, роль брошенной жены одного из любовников Джо.
На красной дорожке Берлинского кинофестиваля Ума Турман тоже показала класс – вышагивала, словно супермодель по подиуму, царственно позволяла вести себя от фотографов к журналистам, от фанатов на улице к зрителям в зале Palast. Ее триумфальный проход скрасило впечатление от странного поведения самого фон Триера. Но в случае Триера все готовы к сюрпризам.
Берлин