В очереди за билетами тепло и даже уютно. Фото Reuters
Критика общества, в котором царят несправедливость и угнетение. Холокост. Вина немецкого народа. Судьбы детей. Сексуальность. Такими видятся основные тематические акценты программы директору Берлинале Дитеру Косслику. Немудрено, что российского кино в этом году здесь нет. Единственное исключение – мультфильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось». Анимационная история о мальчике Мише участвует в конкурсе «Поколение» и претендует на приз за лучший дебют.
По красной дорожке зимнего Берлинале, конечно, звезды шагают быстрее, чем по коврам теплых приморских фестивалей в Канне и Венеции. Атмосфера здесь деловитая, смотр растворен в большом городе. Берлинале тяготеет к неспокойному, яростному и ехидному кино. К такому кино, которое на страже прав человека. В особую программу выделены тут фильмы о гранях любви между людьми нетрадиционной ориентации (приз «Тедди» всякий раз привлекает не меньшее внимание журналистов, чем церемония закрытия). В этот раз с особым интересом ждут премьеры авторской версии фильма Ларса фон Триера «Нимфоманка». В нем героиня Шарлотты Генсбур рассказывает историю своей жизни, полной любовных утех. Прокатная версия смелой картины пойдет в кинотеатрах уже через неделю, и в ней уже достаточно всего того, что приводит в ярость депутатов российской Госдумы. А ведь это сильно смягченный продюсерами вариант… Интересно, какова окажется версия Великого и Ужасного – Триера-провокатора…
На открытии нынче вечером покажут фильм Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт», в котором задействовано такое количество звезд, что перечисление их фамилий через запятую рождает подозрение о неправдоподобности… Это многонаселенная история, действие которой разворачивается в выдуманной Андерсоном маленькой восточноевропейской стране Зубровка, между Первой и Второй мировыми войнами. Главный в обширной труппе персонажей – герой Рэйфа Файнса, консьерж в большом отеле «Гранд Будапешт». Мы также увидим в фильме Эдриана Броуди и Харви Кейтеля, Билла Мюррея и Матье Амальрика, Эдварда Нортона, Тильду Суинтон и Леа Сейду. В предварительных интервью Андерсон признался, что его давно манила атмосфера предзакатной Европы: он зачитывался произведениями Стефана Цвейга, и ему мерещился мирок уютного европейского отеля с колоритными служащими и постояльцами. Рефлексирующий консьерж стал осью многосоставной композиции. Рэйф Файнс с радостью взялся за роль мистера Гюстава и, получается, сыграл ее как раз перед тем, как уехать в Россию на съемки фильма Веры Глаголевой «Две женщины». В этой экранизации пьесы Тургенева «Месяц в деревне» британский актер снимался в роли Ракитина.
Ось фестивальной композиции – основной конкурс, и в нем сошлись картины из Китая, Японии, Норвегии, Австрии. Есть сложные копродукции, например, стран Латинской Америки и Европы. Несколько сюжетов о детях сошлись в конкурсной программе. На предварительной встрече с журналистами Дитер Косслик говорил о том, что это не случайно: дети, по его словам, больше всего страдают от «безумия взрослых». Фильм «Джек» Эдварда Бергерса – шокирующая история двух маленьких берлинцев. Германию представляет и Фео Аладаг с фильмом «Между мирами». Его герой – подросток, работающий переводчиком для солдата бундесвера в Афганистане. Еще один немецкий конкурсный фильм «Крестный путь» Дитриха Брюггеммана – о судьбе девочки, попавшей в секту «Братство Пия».
Нынешний конкурс Берлинале не изобилует фильмами широко известных авторов. Это вовсе не говорит о падении престижа фестиваля, наоборот, интересно ждать, что за чертик выскочит из табакерки берлинских отборщиков. Несколько картин из Китая, мало фильмов американских и восточноевропейских, ни одного из России. Зато большое жюри состоит наполовину из американцев, и в этом есть очевидное признание мощи США как кинодержавы. Судейскую команду возглавляет авторитетный продюсер Джеймс Шамус (за его плечами «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Разум и чувства» Энга Ли, «Счастье» Тодда Солондза). Под его началом фильмы будут смотреть и оценивать еще трое американцев: актеры Кристоф Вальц (любимец публики вступил в полосу работы в жюри – только в мае он был членом судейской команды Каннского фестиваля!) и Грета Гервиг, продюсер бондианы последних лет Барбара Брокколи. Остальные члены жюри: актер, звезда фильмов Вонга Кар Вая (режиссер был председателем жюри прошлогоднего фестиваля) Тони Люн (Гонконг), датская актриса Трине Дюрхольм, иранская художница Митра Фарахани и режиссер Мишель Гондри, представляющий в этой компании Францию.
Берлин