Карен Шахназаров высказал осторожную надежду на то, что у комплекса сценическо-постановочных средств «Мосфильма» появится новое здание. Фото РИА Новости
Нынешний киноконцерн – преемник знаменитого «Мосфильма», советской киностудии № 1. До векового юбилея осталось всего 10 лет. Особых торжеств в этот раз решили не устраивать, но в течение всего 2014 года наследие «Мосфильма» будут представлять по миру в самом выгодном свете.
Ретроспективы сделанных на «Мосфильме» картин пройдут в Израиле, США, Бразилии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Македонии, Сербии, Словении, Тунисе, Китае, Японии, Австралии, Венгрии, Польше. В России, конечно, тоже. Где-то раскинутся выставки мосфильмовских костюмов, афиш, предметов реквизита. Благо все это сохранено. На «Мосфильме» действует роскошный музей, не говоря уж о богатых кладовых комплекса сценическо-постановочных средств (СПС). В них оседают вещи, отработавшие в том или ином фильме, – чтобы поработать еще.
Конечно, на главного героя «засвеченный» костюм в новом фильме не наденут, но персонажей второго плана, статистов частенько облачают в то, что висит на километровых кронштейнах в «белом доме» – так на студийном жаргоне называют огромное, вытянутое в длину здание СПС. Вообще этот уникальный склад костюмов (более 300 тыс. единиц хранения!) расположен в помещении… овощехранилища. В 1968 году не стали разрабатывать специальный проект для нужд кинокостюмеров и реквизиторов. Решили, что сойдет типовое здание. С тех пор труженики кинематографического тыла сохраняют здесь потрясающие наборы гусарских ментиков, лагерных бушлатов, древнеримских хламид… Костюмы разных эпох и стилей живописно соседствуют в залах «белого дома». А на складе реквизита удивляют и радуют глаз «тематические» полки: тут самовары всевозможных форм и размеров, там – подсвечники, здесь – посуда… А вдоль стен выстроились громоздкие напольные часы. Среди них есть бутафорские образцы – то есть сделанные для того или иного фильма, но большинство экспонатов в мосфильмовской коллекции – подлинники. За предметами быта (порой вполне банальными) охотятся специальные люди. На «Мосфильме» вам расскажут не одну душераздирающую историю про подвиги самоотверженных реквизиторов. Они месяцами рыщут в поисках нужного торшера, фарфоровой пастушки или катушечного магнитофона на ножках. Не гнушаются блошиными рынками и помойками. Достают необходимое из-под земли, чтобы художник-постановщик смог создать нужную режиссеру среду в кадре.
Сегодня на «Мосфильме» делают электронный каталог фонда костюмов и реквизита – как на передовых студиях мира. Чтобы можно было посмотреть и заказать образцы имеющегося быстро и дистанционно. А еще есть надежда, что комплекс сценическо-постановочных средств получит новое здание. На предъюбилейной пресс-конференции о таком плане рассказал (правда, пока осторожно) директор концерна Карен Шахназаров: «Я осторожен, поскольку несколько раз такие идеи возникали. Но сейчас это вроде бы все реально. Президент одобрил планы. Мы рассчитываем на три-четыре года, но стройка – это такое дело, большой проект…» В этот план, кстати, еще входит строительство двух новых павильонов и киноконцертного зала.
Скажем прямо, «Мосфильм» достоин такого подарка, ибо в отличие от многих других киноинституций практически ничего не стоит государству. «Мосфильм» является рентабельным предприятием, – заявляет Карен Шахназаров. – Постоянно заканчивает год с прибылью и довольно серьезные налоги платит государству. Я подозреваю, что «Мосфильм» – единственное предприятие в киноиндустрии, тем более в области культуры, которое платит такие налоги!» Напомним, что возможность существовать на своем «керосине» «Мосфильм» обрел еще и за счет сохранения прав на коллекцию своих фильмов. На постсоветском пространстве это уникальный случай, тогда как другие студии уже ничего не получают за показ и тиражирование своих лент. Конечно, концерн выжил и окреп по большей части благодаря политике его многолетнего рулевого Карена Шахназарова. Штампом стали воспоминания о крысах, которые хозяйничали на пустом и драном «Мосфильме» в начале 90-х. С тех пор изменилось решительно все. На десятом десятке концерн живет насыщенно. Правда, Карен Георгиевич делает оговорку: 70% производимого на «Мосфильме» – телесериалы. В смысле мощностей он готов принять «новую волну», но где она?.. «Основные задачи, которые перед нами стояли, мы выполнили, – считает Шахназаров. – Полностью перестроили всю инфраструктуру «Мосфильма», трубы, электрику. Лет на 20 запас прочности есть. Другое дело – творческая составляющая». Остается надеяться, что к 100-летию «Мосфильм» подойдет как площадка для соревнования молодых творцов.