Важнейшим из искусств у нас в эти дни является спорт. Лишним подтверждением тому стали итоги кинопремии «Золотой Орел», а также антураж самой церемонии вручения наград. Лучшим фильмом 2013-го года члены Национальной Академии Кинематографических Искусств и Наук России признали «Легенду №17» - киноповесть о жизни знаменитого хоккеиста Валерия Харламова.
Сцена как арена, голосистые подростки с приветственной песней «Мне с детства снилась высота». Статисты-«болельщики» за спинами ведущих (одним из них, кстати, стал спортивный телекомментатор Дмитрий Губерниев). В телеверсии – фокус на рядом сидящих Никиту Михалкова и Вячеслава Фетисова (почти в традиции чеканных двойных профилей Маркса-Энгельса). Да, устроители «Золотого Орла» явно старались быть в тренде предолимпийских дней. И своим посещением церемонию удостоили чиновники всех мастей. Первым на сцену поднялся министр культуры Владимир Мединский – зачитал послание президента Путина, а от себя добавил: «Я очень люблю российское кино и честно не пропускаю ни одной премьеры… Мы очень хотим, чтобы наше кино было разножанровым, чтобы художники могли выразить себя через свои фильмы, чтобы как можно больше людей ходило в кино, чтобы наше кино воспитывало и вдохновляло, в том числе на труд, подвиг и великие дела». Как предчувствовал министр победу в главной номинации воспитательного фильма «Легенда № 17», сделанного силами компании Никиты Михалкова «Тритэ». Кроме главного «Орла», эта картина Николая Лебедева была удостоена наград за лучшие сценарий, музыку, монтаж и роли второго плана (отмечены Нина Усатова в образе решительной врачихи и Владимир Меньшов в роли партийного функционера-куратора).
Второй «эшелон» призов ушел к группе фильма «Географ глобус пропил»: как лучший режиссер отмечен Александр Велединский, а из всех, кто был номинирован в категории «главная роль», первыми стали Константин Хабенский и Елена Лядова, они сыграли супругов Служкиных в картине по известному роману пермского писателя Алексея Иванова. Еще один приз из основной «колоды» - за лучшую операторскую работу – вручили Максиму Осадчему, он стоял за камерой на проекте Федора Бондарчука «Сталинград». Больше фильму ничего на «Орле» не досталось. Напомним, что «Сталинград» стал досадным конкурентом «Легенды» в возможности быть представленной от России на «Оскар». На суд американских киноакадмиков послали «Сталинград», теперь «Легенда» взяла реванш на празднике киноакадемков российских.
К чести «Золотого Орла» надо отметить: не в какую-нибудь дебютную, а аж в главную номинацию «Лучший игровой фильм» включили хулиганский опус «Горько!», который был снят за небольшие деньги в качестве эксперимента и буквально взорвал осенний прокат. Пусть эта страшноватая история о приморской свадьбе ничего не получила на «Орле», но уже здорово, что попала она в компанию с одиозными «Легендой № 17», «Сталинградом», с добротным «Географом» и анимационным фильмом классика Георгия Данелии «Ку! Кин-дза-дза». Георгию Николаевичу Никита Михалков вручил специального «Орла» «За неувядаемый талант, за мужество» - предваряя вручение в номинации «Лучший игровой фильм года» (где неожиданно всплыл анимационный авторемейк Данелии) и, очевидно, полагая, что главная награда обойдет мэтра…
12-я церемония вручения премии «Золотой Орел», как ни старались ее оживить бодрым олимпийским колоритом, прошла так же ровно и скучновато, как обычно. Амбиции устроителей тяготеют к строгому стилю мировых церемоний, но препятствием к успеху всегда становится абсолютная неготовность нашей публики сопереживать и радоваться. Публику всегда на «Орле» составляют не только из кинематографистов. Велика доля чиновников, деятелей шоу-бизнеса, телевидения. Много гламурных девушек и молодых людей неопределенных занятий – кто это такие, остается загадкой. Таким образом, зал неоднородный и по большей части равнодушный к сути мероприятия. Лица напряженные – как у сидящих в зале, так и у стоящих на сцене. Частенько со сцены в качестве речей несется косноязычная банальщина, огонька происходящему отнюдь не придающая. Живые слова редки и тем дороже. Хорошо сказал в этот раз Карен Шахназаров, хозяин площадки («Золотой Орел» традиционно проходит в стенах Первого павильона «Мосфильма»): «У режиссера дерзкая работа – создавать свой мир». Карен Георгиевич вручал приз в номинации «Лучшая режиссерская работа», доставшийся в итоге Александру Велединскому за работу над фильмом «Географ глобус пропил». Мир Шахназарова – не только его собственные фильмы, но и киноконцерн «Мосфильм», которому на следующий день, 30-го января исполнилось 90 лет. Таких пышных торжеств, как церемония вручения «Золотых Орлов», по случаю юбилея студии не запланировано. По всему миру пройдут ретроспективы, выставки афиш, костюмов. Когда-то «Мосфильм» был главной студией огромной страны, теперь это база для работы многих студий. Но историю тут чтут, архивы и богатое наследство в полном порядке. Кинематографисты по-прежнему предпочитают работать здесь, хотя сейчас есть альтернативы. Есть уже, кстати, павильоны больше, чем знаменитый Первый павильон «Мосфильма». Но Первый – сакральное место для киношников разных поколений. Здесь снимали великие. Странно, что накопленная энергия не до конца пробивает скуку атмосферы на «Золотом Орле».